ПРЕЛЬЩАЮЩИЙ МНОГИХ
На каких принципах строится идеология последователей "преподобного"
Муна?
Автор:
Константин Анатольевич Муромцев - религиовед.
ХРИСТИАНСКОЕ сознание во все времена было ориентировано на апокалиптическую
эсхатологию. Но особенно сильны эсхатологические чаяния были в периоды
церковных потрясений, которые служили симптомом усиления в мире
духа антихриста. То же самое случалось и в "юбилейные"
годы (смена веков, тысячелетий, а также годы, обозначаемые символической
цифрой).
Ожидание антихриста и конца света становилось благодатной почвой
для кликушества и очень часто выливалось во всенародную истерию.
Так было, например, в России в 1492 году (7000-й год от сотворения
мира). Нечто подобное мы переживаем и сейчас: каждый новый год знаменуется
"пророчествами" о том, что именно на него приходится конец
света. В этом смысле особо знаменательны 1992 год (7500-й от сотворения
мира), 1998-й (три раза по 666) и новый, 2000-й. Параллельно появляются
новые слухи о якобы уже родившемся антихристе. Но давайте на минуту
задумаемся: что именно представляет себе современный человек, произнося
слово "антихрист"?
Для большинства людей этот образ связывается с современным голливудским
мифотворчеством, в котором, начиная с мистической трилогии "Омен"
(может быть, раньше) и заканчивая последними блокбастерами "Адвокат
дьявола", "Конец света" и т.п., антихрист представляет
собой крайне неприятную личность (даже чисто внешне): это кровавый
убийца, беспощадный разрушитель нравственных и культурных ценностей
человечества. И тут возникает закономерный вопрос: если антихрист
будет столь отвратителен даже для нехристианского сознания, то каким
образом ему удастся завоевать доверие большей части населения планеты?
Ведь понятно, что человечество, как бы развращено оно ни было, никогда
не примет ни одного из киноантихристов.
Но в том-то и фокус, что мир будет готовиться ко встрече со "злым"
антихристом, а получит "доброго" и, ни о чем не подозревая,
откроет ему свои объятия. "Ведь для того, чтобы быть принятым,
надо быть приятным", - замечает в своей "Повести об антихристе"
знаменитый русский философ Владимир Соловьев. Мыслитель, перед смертью
тонко прочувствовавший духовный подтекст современных ему исторических
процессов, предупреждает нас о том, что апокалиптический "зверь"
будет гнать Церковь Христову, скрываясь под личиной величайшего
гуманиста и миротворца всех времен и народов. Разумеется, повесть
Соловьева не стоит наделять авторитетом богооткровенной истины и
ставить на один уровень с Новозаветным Апокалипсисом или его святоотеческими
толкованиями. В этом труде встречаются не только смелые или спорные,
но и явно еретические идеи (например, ересь хилиазма). Но вместе
с тем данное произведение в сравнении с голливудскими апокалиптическими
схемами обладает явными преимуществами.
Во-первых, в сферу влияния "соловьевского" антихриста
попадает весь мир, в то время как "голливудские" антихристы,
несмотря на любовь западных сценаристов к описанию глобальных мировых
катастроф, действуют локально (как правило, в пределах США). Во-вторых,
в повести описан вполне реальный механизм прихода антихриста к власти
над миром. Киноантихристам помогает малочисленная группа плохих",
причем их обязательно вовремя останавливает какой-нибудь супермен
(как сказал один русский философ, культура противится эсхатологии).
Наконец, в-третьих, и это самое главное, Соловьев рисует нам страшную
картину того, как антихристу удается "прельстить избранных"
(ср. Мф. 24,24), т.е. большую часть христианской Церкви.
Все это хотя и вероятные, но тем не менее гипотетические построения,
связанные с будущим. А что же делать нам, живущим сейчас? Для начала
постараемся не создавать нездоровый ажиотаж вокруг этого вопроса.
Вспомним слова Христа: "Не ваше дело знать времена или сроки,
которые положил Отец в Своей власти" (Деян.1,7). "Смотрите,
бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.
<...> А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (МК.
13, 33, 37). Главное - достойно прожить это самое "сейчас",
поэтому Церковь призывает нас к трезвенности, которая заключается
в осознании ценности настоящего момента нашей жизни. И это, как
ни странно, касается нашего вопроса об антихристе и последних временах.
В этом смысле не случайно, что именно тайнозритель Иоанн Богослов,
тот самый, которому были открыты апокалиптические события, переключает
наше внимание с неопределенного будущего на настоящее: "Вы
слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов"
(1 Ин.2,18). Здесь апостол четко отличает апокалиптического "зверя",
антихриста в собственном смысле слова, от его предтечей. Кстати,
о собственном смысле слова. Дело в том, что греческая частица "anti"
одновременно обозначает и "против", и "вместо".
Следовательно, антихристом является не только тот, кто восстает
на Христа и христианство, но и тот, кто, отдавая "дань уважения"
Христу, пытается занять Его место.
Антихрист - это прежде всего лжехристос, лжемессия, старающийся
создать альтернативную Церкви общность людей. В этом плане очень
показательны рассуждения соловьевского персонажа: "Христос
пришел раньше меня; я являюсь вторым; но ведь то, что в порядке
времени является после, то по существу первее. Я прихожу последним,
в конце истории именно потому, что я совершенный, окончательный
спаситель. Тот Христос - мой предтеча. Его призвание было предварить
и подготовить мое явление".
В Евангелии мы встречаем предупреждение, данное Христом: "Многие
придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос",
и многих прельстят" (Мф. 24,5). Действительно, христианская
история знает много примеров подобного самозванства. Антихристы
появились и начали воплощать "тайну беззакония" уже в
первые века христианства. В наши дни всевозможные лжемессии составляют
многотысячную армию. Одним из наиболее видных воинов этой армии
антихристов (или армии антихриста) на сегодняшний день является
корейский лжемессия "преподобный" Мун (полное имя Сан-Мен
Мун).
В своем главном труде "Божественный Принцип" Мун делает
весьма любопытное заявление: каждый, объявляющий себя Богом, считает
он, является человеком, достигшим состояния Адама и Евы в раю, но
неверно истолковавшим данное от "бога" откровение: "Ты
- Господь". Такой человек, "решив, что он является Господом
Второго пришествия, <…> может неправильно себя повести и в
конечном итоге даже сыграть роль антихриста. По этой причине в Библии
предсказано, что в последние дни появится много антихристов"
(Божественный Принцип. М., 1997. С. 173). Но, судя по тому, что
в 1992 г. Мун официально объявил себя "Господом Второго пришествия",
он тоже "неправильно себя повел" и в настоящее время "играет
роль антихриста". И, надо сказать, весьма убедительно играет.
С именем Муна связано множество скандалов: он женат не первым браком,
хотя всячески это скрывает. В первые годы своего "мессианского
служения" он прославился развратными действиями по отношению
к своим последовательницам; до сих пор непонятна роль Муна в истории
смерти его сына Хен Джин Муна (по слухам, Мун собственноручно отключил
систему жизнеобеспечения находившегося в реанимации сына). Разумеется,
Мун и его последователи игнорируют подобные обвинения. И ради справедливости
нам следует признать, что многое из перечисленного является хоть
и достоверным, но все же недоказуемым. Единственный доподлинно известный
скандальный факт муновской биографии сводится к тому, что "мессия"
несколько раз отбывал наказание в тюрьмах Кореи и США. Но сами муниты
сравнивают отсидки своего лидера с гонениями фарисеев на Христа.
На сегодняшний день Мун - удачливый бизнесмен. Ему принадлежат
рыболовецкие предприятия и солидные печатные издания (например,
"Вашингтон таймс"), заводы по изготовлению автомобилей
и огнестрельного оружия(!). Кстати говоря, "соловьевский"
антихрист должен быть "по профессии ученым-артиллеристом, а
по состоянию крупным капиталистом". Помимо этого "преподобный"
Мун является создателем многочисленных миротворческих организаций:
"Межрелигиозной федерации за мир во всем мире", "Академии
профессоров за мир во всем мире", "Международной федерации
семей за мир во всем мире", "Международной федерации женщин
за мир во всем мире" (возглавляется женой Муна). И тут снова
будет уместно вспомнить о главном персонаже "Повести об антихристе",
который, пародируя Христа (ср. Ин.14,27), обращается к человечеству:
"Народы Земли! Мир мой даю вам!"
Подробное описание финансовой, политической деятельности Муна и
многочисленных скандалов, связанных с его именем, могло бы лечь
в основу обширной статьи, изобличающей Муна как извращенца, мошенника,
маньяка и т.п. Но, пойдя этим путем, мы будем выглядеть ненамного
умнее тех, кто, взявшись писать о Православной Церкви с ее двухтысячелетней
историей святости, зацикливается на описании финансовых махинаций
одного иерарха или любовных похождениях другого. Увы, эти проблемы
действительно существуют в Церкви, но не они являются средоточием
церковной жизни. Этим средоточием являются Богочеловеческая Личность
Христа и путь благодатного единения с Ним. Точно так же ядром любой
религии являются представления о божестве и о способе взаимоотношений
с ним. Если мы не будем учитывать этого, то наша полемика с иноверцами
превратится в войну компроматов. Всю нелепость этой тактики мы совсем
недавно могли наблюдать в политической сфере.
, то Мун - в первую очередь религиозный деятель, он - "бог"
многотысячной организации "Ассоциация Святого Духа за Объединение
Мирового Христианства" или "Церковь Объединения",
и поэтому давайте не будем строить наши суждения о нем и его движении
на зыбком основании полуфактов-полусплетен. Поговорим лучше о том,
от чего муниты не только не отрекаются, но что готовы исповедовать
и защищать до смерти, - о самом предмете их веры.
Нетрудно догадаться, что в центре вероучительной системы мунизма
находится сам "преподобный" Мун, "человек, которому
сотни раз удавалось растрогать Бога до слез" (? - К.М.), и
соответственно единственный из людей, кому "ведомы Божьи тайны"
(Сан-Мен Мун. В поисках первоисточника Вселенной. М., 1996. С. 9).
Но для начала немного христианской догматики. Бог неописуем и непознаваем,
но человек, созданный по образу и подобию Божию, может стать "причастником
Божественного естества" (2 Пет. 1,4) посредством Божественной
благодати (нетварных энергий). Первый человек лишил себя и свое
потомство этой возможности, добровольно уклонившись от общения с
Богом, таким образом прервав благодатную связь с Ним. Для воссоздания
Богочеловеческого общения Сам Бог в Лице Христа воплотился, "неслитно
и нераздельно" соединился с нашей поврежденной человеческой
природой, исправил ее в Себе и вознес на Небо. Совершив дело нашего
искупления, Христос дал возможность каждому верующему в Него снова
стать причастником Божества. В святоотеческой традиции этот процесс
назван словом "обожение". Для обожения необходимо два
слагаемых: нравственные усилия человека и благодатная помощь Бога.
Главным источником излияния благодати в Церкви является Евхаристия.
Собственно говоря, "Церковь есть собрание вокруг евхаристической
трапезы" (Х.Яннарас. Вера Церкви. М., 1992. С. 178), на которой
верующие, причащаясь Тела Христова, сами становятся членами этого
мистического Тела. В земной жизни человека обожение совершается
лишь отчасти, окончательное преображение святого человечества произойдет
в момент второго пришествия Господня, после воскресения мертвых.
Резюмировать сказанное можно известной святоотеческой фразой: "Бог
стал человеком, чтобы человек стал богом".
В принципе этим высказыванием христианская Церковь навсегда защитила
себя от религиозной конкуренции. Она засвидетельствовала, что в
силу единения со Христом Единородным Сыном Божиим обладает всеми
необходимыми благодатными средствами для возведения верующих в достоинство
сынов Божиих по благодати. Ни одна другая религия не сулит человеку
столь тесного единения с Богом, а ведь слово "религия"
как раз происходит от латинского "religare" - соединять.
Поэтому человека, знакомого с христианством, учение Муна не сможет
заинтересовать новыми горизонтами богообщения. Зато у незнакомого
может навсегда отбить интерес к христианству.
Что было нужно проделать "доктору" Муну, чтобы в умах
сотен тысяч своих последователей занять место Христа, "восшедшего
на небеса и сидящего одесную Отца"? Разумеется, попытаться
низвергнуть Его с этой недосягаемой высоты. Для этого новоявленный
"мессия", во-первых, лишает Христа Божественного достоинства:
"он (Христос - везде с маленькой буквы. - К.М.) ни в коей мере
не является Самим Богом" (Божественный Принцип, с. 199). Во-вторых,
принижает, а фактически отрицает искупительное значение Крестной
смерти Христа и Его живоносного Воскресения: "Иисус пошел путем
креста, - неправильно, и этого не должно было быть" (там же,
с. 146). По утверждению Муна, настоящей причиной распятия послужило
то, что "тело Иисуса подверглось нападению сатаны, и он был
убит. Поэтому, даже когда христиане, уверовав, становятся едины
с Иисусом, их тела остаются уязвимыми для нападения сатаны, как
это произошло с телом Иисуса" (там же, с. 150). "Христиане,
не являясь кровными потомками Бога, в лучшем случае являются Его
приемными детьми" (там же, с. 318). Да и сам Новый Завет, по
утверждению Муна, порядком устарел. Он "был явлен людям 2000
лет назад, когда их духовный и интеллектуальный уровень был гораздо
ниже (? - К.М.) по сравнению с сегодняшним. <…> Это значит,
что сегодня должен появиться более высокий, основанный на научных
объяснениях уровень выражения истины. <…> Мы назовем его новой
истиной" (там же, с. 135, 136). Эта "новая истина"
заключена в "учении преподобного Муна, в книге "Божественный
Принцип", где содержится стройное и последовательное изложение
истин, которые никому не могли бы прийти в голову даже в самых немыслимых
снах" (В поисках первоисточника Вселенной. С. 9).
Но хотя "Божественный Принцип" и претендует на новизну
и стройность, читать его достаточно скучно, потому что все "новое"
в нем является хорошо забытым старым. Мунитский бог - это безликое
дуалистическое существо, объединяющее в себе мужское и женское начала
по принципу даосских инь и ян (Мун называет их "ян-сом"
и "ым-сом"). Между ними существует "любовь"
- слепое сексуальное влечение. Но богу этого мало, для получения
большего удовольствия божественное либидо (по-мунитски - "Принцип")
создает человека. "Бог желает появиться там, где муж и жена
соединяются в интимном объятии" (там же, с. 6). "Изначально
Адам и Ева должны были стать телом Бога, занять положение Его невесты.
<…> Проблема в том, что они совершили грехопадение. Из-за
этого их потомки ведут свой род не от Бога, а от сатаны" (там
же, с. 8). Под грехопадением подразумевается излюбленный гностический
мотив сексуальной близости Евы с сатаной, в результате чего родился
Каин. Вообще фиксация на генитальной теме проходит красной нитью
через все мунитское учение. А из антропоморфного учения о боге и
грехопадении вытекает такое же грубое (простите, "высокое")
учение о спасении человеческого рода. Спаситель мира - Новый Адам,
человек, в чьих жилах не течет сатанинская кровь. Он должен создать
семью, возглавить новое человечество и в конце концов построить
"вечное нерушимое Царство Небесное на земле" (Божественный
Принцип, с. 149). Изначально эта миссия возлагалась на Христа, но
Он с ней не справился: не женился, не построил Царствия Божия на
земле да к тому же как-то глупо умер. Здесь хочется обратить внимание
читателя на следующее обстоятельство: в Евангелии Господь дважды
произносит фразу: "Отойди от Меня, сатана". Первый раз,
когда Ему было предложено владычество над всеми царствами мира (Мф.
4,10), второй - когда Его пытались отговорить от искупительной смерти
на кресте (Мф. 16, 23).
Теперь исправить "оплошность" Адама и Христа предстоит
"преподобному" Муну. "Опираясь на свою семью, он
сформирует нацию. Следовательно, фундаментом является семья. На
основе семьи Мессии развернется процесс прививки" (В поисках
первоисточника Вселенной. С. 9). Спасение человечества должно совершиться
по принципу пирамиды, который хорошо известен вкладчикам "МММ",
"ГКО" и покупателям отравы для тараканов "Raid mega-kill".
В противовес "бесплодному" евхаристическому единению христиан
со Христом "доктор" Мун предлагает "прививку"
- обряд "очищения крови", или "благословения".
За то, как проводился этот обряд в первые годы существования секты,
Мун отбывал наказание в корейской тюрьме по обвинению в развратных
действиях. В настоящее время этот обряд совершается на церемониях
бракосочетания, в которых одновременно участвуют десятки тысяч пар.
Эти пары составляет сам Мун или его помощники, и зачастую первая
встреча новобрачных происходит только на венчании. Вероятно, по
этой причине новобрачные клянутся в любви и верности не друг другу
(было бы странно признаваться в любви незнакомому человеку), а Муну.
Брачующимся преподается вино, содержащее частицу крови "Истинных
Родителей" - супругов Мун. После этого новобрачные и их потомство
считаются кровными детьми "мессии". К чести мунитов следует
заметить, что их браки очень крепки даже по сравнению с христианскими.
Число разводов составляет всего 3-5%. Но на чем, кроме верности
"Истинным Родителям", строится мунитский брак? Отвечая
на этот вопрос, мы раскрываем сердцевину мунитского мировоззрения.
И здесь, да простят меня дамы и несовершеннолетние, цитирую: "Когда
Бог создавал человека, на какую его часть пришелся максимум творческих
усилий? На глаза? Нос? Сердце? Головной мозг?" - спрашивает
"преподобный" и тут же легким движением руки срывает завесу
таинственности: "Ответ прост: половые органы. <…> До
сих пор вы, наверное, считали неприличным открыто дорожить своими
половыми органами, но с этого момента вы должны оценить их по достоинству.
<…> Если бы человечеству пришлось выйти за рамки традиционных
категорий добродетели, религии или прочих человеческих норм, но
существовать в абсолютной гармонии со своими половыми органами,
заслуживая горячее одобрение Бога, каким бы был этот мир?"
(там же, с. 2.) Здесь "преподобный" погружается в розовые
мечты и напоследок дает отеческий наказ: "Я хочу, чтобы вы
хранили чистоту, уникальность, вечность (? - K.M.) и неизменность
половых органов и использовали их, следуя велению Бога. Мы должны
осознать, что они - основание любви, жизни, рода и совести. Кроме
этого, мы должны понять, что Царство Божие на земле и в небее (опечатка
оригинала. - К.М.) зиждется именно на таком понимании" (там
же, с. 10).
Действительно, это учение изложено "научным" языком и
соответствует "духовным" и "интеллектуальным"
запросам современного человека. Причем, судя по приведенным выше
цитатам, речь идет об "интеллектуальных" запросах той
части человечества, у которой половые органы являются "основанием
любви, жизни и совести" и поэтому развиты лучше, чем головной
мозг. В системе Муна все очень просто, доступно и удобно: любовь
- это простое вожделение, для полного счастья не хватает лишь прививки,
но, как только все ее сделают, человечество сможет соединиться со
своим богом в едином экстазе. Вообще "Божественный Принцип"
можно было бы переименовать в "Открытый путь к вселенскому
миру и благоденствию". Жаль, это название уже использовал для
своего монументального труда "соловьевский" антихрист.
Но есть одно обстоятельство, которое по-настоящему печалит Муна:
"Христиане преследуют нас, обвиняют в ереси и, поскольку наше
учение не укладывается в их понятийные рамки, стараются нас уничтожить"
(там же, с. 7). Действительно, куда уж нам с нашим Григорием Богословом
да Максимом Исповедником понять, например, почему церковь Муна называется
"Ассоциации Святого Духа за Объединение Мирового Христианства".
Ведь объединение в ней происходит не вокруг личности Христа и евхаристической
трапезы, а вокруг семьи Муна. Каких христиан собирается объединять
Мун? Видимо, предавших Христа, так как остальные христиане знают,
что "нет другого имени под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись" (Деян. 4,12).
Это страшное отречение происходит с человеком не сразу и даже в
какой-то мере без его ведома. Проповедники мунизма придерживаются
распространенного среди сектантов метода "конфессиональной
анонимности". С какими вопросами они обычно обращаются к прохожим?
Естественно, они не спрашивают у людей о том, что так интересует
"доктора" Муна: "Есть ли у вас сперматозоиды и яйцеклетки?
<…> Надеваете ли вы противогаз, прежде чем отправить определенные
физиологические функции? <…> Вы пробовали в детском возрасте
козявки из носа? <…> Когда вы кашляете, иногда вы проглатываете
мокроту, правильно?" и т.п. (там же, с. 4, 5). Как правило,
муновские агитаторы представляются членами "Международной федерации
семей за мир во всем мире" или движения "Молодежь за чистоту
любви и Истинную Семью". После этого они спрашивают: "Готовы
ли вы дать следующие обещания: 1. уважать и почитать идеал чистоты
в себе и других; 2. воздерживаться от сексуальных отношений до брака;
3. учиться любить чистой сыновней, дружеской, супружеской и родительской
любовью; 4. сохранять верность в браке?"
Кажущаяся нравственная чистота этих императивов подкупает простодушного
прохожего. Ему предлагают пройти в один из офисов организации для
получасовой беседы, на которой молодой лектор с горящими глазами
произносит зажигательную речь о пользе целомудрия. Но мы с вами
уже знаем, что за мунитским целомудрием скрывается сублимированная
сексуальная озабоченность. Следующий шаг - посещение платных семинаров,
посвященных вопросам семьи и брака. Что привлекает на данном этапе
современного человека, лишенного элементарного человеческого внимания
со стороны окружающих (а проповедники обычно подходят со своим знаменитым
"извините, можно к вам обратиться?" к одиноким прохожим)?
На семинарах человек погружается в атмосферу столь необходимой ему
любви и взаимопонимания. Встречи проходят в непринужденной обстановке:
участники пьют чай и едят блинчики с вареньем или поют популярные
песни, например "Подмосковные вечера". Правда, эта идиллия
на поверку оказывается такой же фальшивой, как и улыбки сотрудников
"Дружелюбного магазина" из фильма "Совершенный мир".
В сектоведении это явление называется "бомбардировка любовью".
Далее, когда человек уже втянулся, сценарий развивается по классической
схеме: уход из дома, жизнь в специальных общежитиях-коммунах, ограничение
в сне и пище, ежедневные сборы денег на нужды "Семьи"
и т.д.
Если вернуться к тому, с чего мы начали наш разговор, и на минутку
вспомнить те образы, которые нам являет западная кинопромышленность,
то среди них все-таки найдется аналог для "доктора" Муна.
Речь идет не о голливудских "антихристах", а о докторе
Моро. И тот и другой ставят опыты над людьми, и тот и другой, прикрываясь
возвышенными идеями, лишают людей духовности и культивируют в них
животное начало.
Но лучше всего подвести итог сказанному можно словами апостола
Павла: "Многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже
со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец
- погибель, их бог - чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном.
Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа
нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так,
что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует
и покоряет Себе все" (Фил. 3, 18-21).
|