Принцип Объединения, Сан Мен Мун и его Движение

OpenMoon.narod.ru

Open  Moon

<<<<<На главную  

Библиотека >Книги

Архимандрит Августин Сан Мен Мун и «Церковь Объединения»


Часть 1

Об этом человеке написаны тысячи книг и статей, о нем ходят самые невероятные легенды, его знают в большинстве стран мира. У него много противников, им пугают больших политиков и маленьких детей. Но у него много и сторонников, среди них есть такие, кто ловит каждое его слово. Его зовут Сан Мен Мун. Он же — «преподобный» Мун, основатель «Церкви Объединения».

Сан Мен Мун становится «мессией»

Сан Мен Мун родился 25 февраля (или 6 января «по лунному календарю») 1920 года в Северной Корее в деревне Санса Тогон-Мыон около Чонгью в северной части провинции Пхонган Пукто[1]. Его настоящее имя — Мун Ян Me. Корейское имя Ян (Йонг) означает «дракон». На Дальнем Востоке считается, что дракон приносит счастье, поэтому там часто называют детей этим именем. Полное же имя можно перевести как Светящаяся Луна Дракона[2].

Юному Муну, пятому из восьми детей в крестьянской семье, нечасто приходилось слышать о Христе. В Корее господствовали буддийские традиции и конфуцианская мораль. Японские оккупанты разрешали исповедовать только синтоизм. Однако среди корейцев усиливалось и влияние христианского протестантизма. Когда подростку Муну было 14 лет, его родители стали христианами и примкнули к пресвитерианской церкви.

С этого времени прослеживаются удивительные параллели в судьбах двух основоположников новых «церквей» — Сан Мен Муна и Джозефа Смита (1805–1844), основателя Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). В «Повествовании пророка Джозефа Смита» читаем: «…мне не было еще 15 лет. Семейство моего отца склонилось к вероисповеданию пресвитериан…»[3]

Мун начинает посещать пресвитерианский храм. В 16-летнем возрасте он уже помогает пастору во время богослужения. Впоследствии Мун участвовал и в молитвенных собраниях пятидесятников. Что касается Джозефа Смита, то он, по его словам, «держался в стороне от всех этих сект». «В начале весны 1820 года, в один прекрасный ясный день», Джозеф Смит «удалился в лесную рощу»[4].

17 апреля 1936 года, «в светлое воскресное утро», Мун удалился вгоры для совершения молитвы. Теперь сравним официальные биографии «отцов-основателей» новых «церквей».

Видение Джозефа Смита: «Когда же свет почил на мне, я увидел двух Лиц, стоявших в воздухе надо мною, блеск и величие которых невозможно описать. Один из Них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указав на другого: „Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Слушай Его!“»[5]

Видение Сан Мен Муна: «Это было в воскресное пасхальное утро; Иисус объяснил ему, что вначале Бог послал Его, чтобы спасти всех людей, но воля Божия на земле не была исполнена, поскольку современники не признали Его. Теперь ему, Мун Сан Мену, выпало на долю завершить неоконченную миссию» [6].

Итак, как утверждает Мун, ему явился Христос. Объяснив, что в свое время Он не смог выполнить Свою миссию, Иисус сообщил, что теперь Господь избрал юного Муна для спасения человечества. Господь якобы сказал, что никто, кроме Муна, не сможет этого сделать. После того как Иисус несколько раз повторил просьбу, Мун наконец согласился ее выполнить.

Оба подростка провели еще по девять лет в размышлениях и молитвах: Смит — с 1820 по 1829 год, Мун — с 1936 по 1945 год, и лишь «войдя ввозраст», они приступили к общественному служению...

Дело самих мормонов и мунистов выяснять, «чья вера истинная». Продолжая повествование о Муне, отметим, что Корея еще в 1910 году была аннексирована Японией, и оккупанты жестоко подавили несколько восстаний. По этому поводу французский священник Пьер Ле Кабелек, автор двух книг о Муне, замечает: «Оккупация и аннексия воспринимаются в Стране утренней свежести болезненно. Буддисты ждут нового Будду, а христиане ищут вАпокалипсисе ответ, почему на страну обрушились бедствия. Они видят в них прелюдию к Армагеддону и пришествию Христа. Близятся новые мессианские времена — в этом никто не сомневается. В такой атмосфере мистического ожидания появляются бесчисленные религиозные группы, множатся мистические явления, более или менее характерные для исконного шаманства: видения, пророческие сны, даже чудеса возникают по желанию» [7].

Можно посмотреть на ситуацию переходного периода и с другой точки зрения. В психологии есть понятие «истероидный тип нервной системы». Специалисты знают, что для истероидов характерно стремление быть в центре внимания, причем это стремление, как правило, имеет бессознательную природу. Для самоутверждения люди такого склада даже идут на скандал, на разрыв отношений с окружающими, лишь бы о них говорили, не забывали. Так, в среде пишущей братии известен феномен «литературного скандала». Типичные истероиды в политике — Ленин и Троцкий: достаточно посмотреть на кадры революционной кинохроники, запечатлевшей вождей, — их жестикуляция и мимика типичны для «харизматика, ведущего за собой массы». Обратившись кшироко известному феномену духовного лжемессианства, вспомним предупреждение Иисуса Христа: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13:5–6; ср. Лк. 21:8).

В 19-летнем возрасте Мун покинул свою деревню и перебрался на юг страны. В Сеуле он поступил в электротехнический институт, а через три года продолжил обучение в Японии, в университете Васэда. Получив диплом инженера-электрика, Мун вернулся в Корею. Тогда же он присоединился кподпольному движению за освобождение Кореи от японской оккупации. Вту пору его враги — японцы и их союзники, против которых в Китае иКорее единым фронтом выступали националисты и коммунисты.

В октябре 1944 года японская оккупационная полиция арестовала Муна, обвинив его в антияпонской деятельности. Муна приговорили к четырем месяцам тюрьмы.

В августе 1945 года последовали капитуляция Японии и освобождение Кореи. Мун решает полностью посвятить себя миссионерскому служению. Он посещает те группы христиан, которые верят в близящееся пришествие Христа, и даже полгода живет вместе с одной из них в монастыре под названием «Израиль».

Монастырь был расположен в Янгью (Южная Корея) и представлял собой общину мессианского толка. Ею руководил Ким Бек Мун, ученик Хван Гук Ю, мессианиста и эзотериста, основателя монастыря, утверждавшего, что он обменялся с Христом головой, кровью и сердцем. К тому же Ким Бек Мун, ожидавший явления в Корее Мессии и Спасителя мира, был автором книги «Основные принципы христианства». Появившийся позднее муновский «Божественный Принцип» обнаруживает немалое сходство с этим трудом[8].

Некоторое время Мун был членом южнокорейской группы подпольных пятидесятников, вера которых отличалась некоторым своеобразием: налицо было крайнее увлечение мистическими откровениями и ожидание близкого прихода нового Мессии. В этой группе также полагали, что Корея — это новый библейский Иерусалим, где этот Мессия родится. Элементы всего перечисленного были потом включены в богословие Муна иего «Божественный Принцип».

В 1945 году Мун получил «откровение», которое положило начало «Церкви Объединения». В своем видении Мун был назван именно тем, кто спасет мир. «После девяти лет исканий и борьбы божественная истина сама далась в руки Муна, — читаем в его «житии». — В тот миг он стал абсолютным победителем неба и земли. Весь духовный мир преклонился перед ним в этот день победы, ибо он не только сам избавился от клеветы сатаны, но и получил право обвинять сатану перед Богом. Втот день сатана полностью капитулировал перед ним, поднявшимся до высоты истинного сына Божия. И благодаря ему оружие победы над сатаной стало доступно всему человечеству»[9]. (В 1948 году Мун был отлучен от пресвитерианской церкви, поскольку учение и поступки новоявленного «пророка» противоречили основным положениям христианства.)

В знак своего духовного величия в 1946 году Мун Ян Me изменил свое имя на Сан Мьюнг (Мен) Мун (имя Sun Man Moon в переводе с английского означает Человек Луны и Солнца). Таким образом, Светящаяся Луна Дракона (по христианской символике — древнего змия, сатаны) приняла вид Солнца и Луны, «светящих всем народам».

После окончания второй мировой войны Северная Корея осталась в сфере влияния Советского Союза. Южная Корея ориентировалась на союз сСША. Северокорейский лидер Ким Ир Сен был ставленником Сталина и по советскому образцу начал преследование жителей страны за религиозную деятельность. Коммунистические власти увидели в проповеднической активности Муна вызов режиму, и в августе 1946 года Мун был вторично арестован. В тюрьме его безжалостно избивали и пытали, пока не сочли мертвым. Затем стражники вышвырнули его бездыханное тело за тюремную ограду. Здесь Муна нашли его приверженцы, которые почти не надеялись, что он выживет. Однако благодаря заботе его последователей, Мун выжил и поправился[10]. Стех пор особой любви к коммунистам он не испытывал.

В апреле 1948 года Муна снова арестовали и отправили в лагерь Хун Нам (Хуньям). Приговор сводился к пяти с половиной годам заключения. Работа узников заключалась в заполнении сульфатом аммония 45-килограммовых мешков и погрузке их в железнодорожные вагоны. Сульфат аммония, применявшийся в качестве удобрения, разъедал кожу и мышцы до костей, вызывая постоянные кровотечения. Из лагеря смерти мало кто выходил на свободу. Многие заключенные выдерживали лишь несколько месяцев этого медленного умирания.

Один из биографов Муна, Жан Пьер Габриэль, так описывал ад Хун Нама. «Целью этого коммунистического лагеря было не воспитание, ауничтожение заключенных... Мун Сан Мен с первого же момента понял, что его сослали сюда на смерть и что ни одно человеческое существо не в силах долго вынести такие условия жизни. Но он настроил себя на выживание в любых обстоятельствах, поскольку знал, что не может покинуть земную юдоль, пока не донесет до других послание, полученное от Бога.

Метод, которым он пользовался для выживания, выглядит удивительным. Вусловиях недоедания, когда случалось, что некоторые заключенные умирали во время еды, а другие бросались, чтобы вырвать горстку риса у них изо рта, Мун Сан Мен делил свою порцию на две части — одну для себя, вторую для товарищей по несчастью.

Он верил, что живет не той пищей, что поглощает, а той, которой делится... Из подаренной пищи он черпал духовную энергию, которая позволила ему выжить в лагере Хун Нам. Так он научился дисциплинировать свою плоть, чтобы превращать духовную энергию в физическую... В течение всего периода заключения никто ни разу не видел Мун Сан Мена спящим... Когда охранники на заре будили заключенных, он все так же сидел в молитвенной позе, в которой его видели накануне» [11].

Молодой Мун выдерживал испытания с достоинством, однако он вряд ли дожил бы до конца срока. Но в июне 1950 года началась корейская война, которая резко изменила его дальнейшую жизнь.

Истоки и причины войны в Корее следует искать во внешней политике Кремля. Еще на Ялтинской конференции Сталин подписал обязательства провести в освобожденных Красной Армией странах Восточной Европы демократические выборы. Этого, разумеется, не случилось. Тень «народных демократий» маячила и над Западной Европой. Центром назревавшего конфликта являлась Германия; ее советская зона могла стать опорной базой для наступления коммунизма. Летом 1948 года союзники решили создать в западных зонах демократическое правительство и ввели новую валюту — западногерманскую марку.

В ответ СССР вышел из Контрольного союзного совета и перекрыл войсками все дороги к Западному Берлину, подвергнув его жителей блокаде. Соединенные Штаты и Великобритания организовали «воздушный мост». Целых 11 месяцев их самолеты доставляли в осажденный город продукты, лекарства и сырье, сделав 277 тысяч вылетов. В апреле 1949 года вВашингтоне был подписан договор о создании военно-политического союза стран Северной Америки и Европы (НАТО), правительства которых объединились в противостоянии коммунистической экспансии. Несколькими неделями позже Сталин был вынужден снять неудавшуюся блокаду Западного Берлина.

Это был не только чувствительный удар по самолюбию Сталина, 70-летие которого в декабре 1949 года готовилось отпраздновать «все прогрессивное человечество»: планы постепенной советизации Германии оказались несбыточными. Трещина появилась и в советском лагере. Весной 1948 года разгорелся открытый конфликт между Кремлем и югославским коммунистическим руководством, не желавшим послушно следовать сталинской указке. Кюбилею «лучшего друга чекистов» органы Госбезопасности готовили свой подарок — ликвидацию «зарвавшегося» Тито. Покушение не удалось, иучастники операции во главе с Павлом Судоплатовым отправились на лагерные нары.

Потерпев фиаско в Европе, Сталин решил «поиграть мускулами» на Дальнем Востоке. Получив разрешение Кремля, войска просоветской Корейской «народно-демократической» республики 25 июня 1950 года начали внезапное наступление на Сеул, столицу Южной Кореи, стремясь овладеть всем полуостровом. В тогдашней советской печати эти события изображались «с точностью до наоборот»: во всем были виноваты «южнокорейские марионетки». Читая пожелтевшие страницы «Правды» с карикатурами Кукрыниксов, невольно вспоминаешь крылатую фразу Карела Чапека: «Вчера вражеская артиллерия зверски обстреляла наши самолеты, которые мирно бомбили города».

8 сентября того же 1950 года войска ООН под руководством генерала Дугласа Макартура успешно высадились в Инчоне и освободили Сеул. Американские бомбардировщики вскоре начали налеты на Северную Корею, ивойска ООН вышли на 38-ю параллель — прежнюю демаркационную линию, снарушения которой годом раньше началась война. Интересно, что в составе войск ООН были и части из Югославии, так что в Корее коммунисты сражались друг против друга.

Дальнейшие события напоминают то, что происходило в гитлеровских концлагерях при приближении союзных войск. Под угрозой наступления союзников охранники Хун Нама решились на уничтожение заключенных. Чувствуя, что приходит его черед, Мун под выстрелы освободителей начал молиться. Знак судьбы — в лагерь вступают солдаты американского генерала Макартура, человека, одержавшего верх над японцами на Тихом океане и вновь пришедшего на помощь Корее.

В октябре 1950 года, после двух лет и восьми месяцев заключения вконцлагере, Мун оказался на свободе. Вместе со своим соратником — им был Ким Вон Пил — Мун пешком добрался до крупного южного портового города Пусан. Три года, до конца войны, Мун работал докером, а Ким Вон Пил рисовал на улицах портреты американских солдат. Они молились в«церкви» — крошечной обмазанной глиной хижине, сложенной ими из бочек, банок и картона. Мун по-прежнему часто уединялся в горах, чтобы зафиксировать на бумаге заметки, которые позднее послужат для написания «Божественного Принципа».

Война в Корее могла продолжаться неопределенно долго: Советский Союз поставлял военную технику и специалистов, а Китай — живую силу. Но в марте 1953 года умер Сталин, а в июле того же года его преемники свернули войну в Корее, приказав Пхеньяну заключить перемирие, остающееся всиле уже почти полвека. Корея была разделена по 38-й параллели, ивозможность посетить родные места для Муна была утрачена на долгие годы.

Учреждение «Церкви Объединения»

В 33-летнем возрасте Мун перебрался из Пусана в Сеул. Здесь он вскоре познакомился с тремя людьми, которые круто изменили его судьбу. Это были богослов, профессор историк и молодой офицер. Благодаря их союзу 1 мая 1954 года в мансарде дома № 391 по улице Пукхак родилось «Движение Объединения». Оно было названо «Ассоциацией Святого Духа за объединение мирового христианства» (HSA-UWC) и впоследствии получило широкую известность как «Церковь Объединения» (ЦО) или «Церковь Унификации».

Первоначальное название этой организации по-корейски — «Тонг иль до», что означает «Движение Объединения». Вскоре она приобрела название «Спиритическая (духовная) ассоциация за объединение всемирного христианства», но до сих пор члены движения кратко называют ее между собой «Тонг иль». Официальное название ЦО — «Ассоциация Святого Духа...» — образовано с незаметной подменой понятий, потому что буквальный перевод с корейского означает «Спиритическая ассоциация...», но мунисты сознательно переводят это выражение на европейские языки как «Ассоциация Святого Духа...» Весной 1997 года Мун дал указание своим последователям более не употреблять названия «Движение Объединения» и «Церковь Объединения», аиспользовать только одно — «Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире».

Среди основателей «церкви» было двое христиан: господин Хе Вон Ю(Ой Е Вон) и госпожа Ким Ян Ун. Господин Ю встретился с группой последователей Муна в конце 1953 года в Пусане, куда удалился семь лет назад из-за острых приступов ревматизма, заставивших его отказаться от занятий медициной. Он с пользой потратил время своего преждевременного досуга — глубоко изучил Библию. Своеобразное прочтение текстов Библии, предложенное Муном, привлекло его. Он ознакомился с заметками, сделанными молодым «пророком» за пятнадцать лет, и понял, какую пользу можно из них извлечь.

Хе Вон Ю не уходил из общины до самой смерти, которая последовала через шестнадцать лет после его знакомства с мунистами. Он стал первым теоретиком «церкви». Фактически он, а не Мун написал «Божественный Принцип», вложив в текст новой вероучительной книги все свои библейские познания. Мун сделал доктора Ю первым президентом ЦО.

Госпожа Ким Ян Ун — тоже образованный человек. Она родилась и воспитывалась всостоятельной протестантской семье, затем много путешествовала по всему миру, изучала историю религий в университете Кансей Гакуин вЯпонии, в методистском университете в США и в колледже Эммануэль при Торонтском университете. Ее вступление в общину Муна оказалось плодотворным для ЦО. Специалист по различным религиям, она осуществила синтез доктрин ЦО и классического протестантизма[12].

Молодая женщина преподавала в университете Эвха в Сеуле, где несколько лет читала курс лекций по Новому Завету и сравнительному богословию. Этот частный университет зависел от Национального Совета Церквей, объединяющего протестантские церкви Южной Кореи. В 1954/55 учебном году, «с подачи» госпожи Ун, к ЦО примкнули пять профессоров и пятнадцать студенток. Власти Эвхи потребовали от «еретиков» сделать выбор между Муном и университетом. Все выбрали Муна. В марте 1955 года эти профессора, сама госпожа Ун и студентки были изгнаны из университета.

4 июля 1955 года южнокорейское правительство Ли Сын Мана арестовало Муна и четырех членов руководства ЦО, в том числе и Хе Вон Ю. Мун был обвинен (помимо неуплаты налогов) в половой распущенности. Воспоминания людей, бывших тогда членами ЦО, показывают, что это обвинение возникло не без причин, ибо в обрядовой жизни общины, по всей видимости, практиковались сексуальные обряды. Христианин Джеймс Бьорнстад приводит такие признания очевидца: «Один из давнишних приверженцев „священника“ Муна сообщил знаменательную деталь. Он сказал: „Очень может быть, что сексуальные обряды являлись частью богослужения в новой корейской „Церкви“. Грех пришел к человеку после общения женщины (Евы) с Люцифером, вкотором ей передалось его зло, поэтому вполне логично считать, что если женщина, наоборот, вступит в половой акт с совершенным мужчиной, то через это она может получить от него совершенство, которое устранит первородный грех. Затем, как Адам, вступив в отношения сЕвой, перенял у нее грех, так и мужчина обретет совершенство, вступив в связь с этой очищенной женщиной“»[13]. Однако суд не поддержал ни одного обвинения, и 4 октября того же года Мун покинул тюрьму, приветствуя ожидавших его учеников.

Изгнанная из университета Эвха госпожа Ким Ян Ун начала поиски новой работы. Она предложила свои услуги Верховной Ставке размещенных в Корее американских войск. Благодаря своим связям и знанию английского языка ей удалось получить там место секретаря-переводчика. В том же бюро работал молодой майор, тоже хорошо владевший английским языком. Его звали Пак Бо Хи. У профессора Ун было достаточно времени, чтобы познакомить его с учением ЦО. Официально Хи вступил в движение в1957 году.

Появление Пак Бо Хи рядом с Муном коренным образом меняет положение ЦО, так как вместе с майором к Муну потянулись другие молодые честолюбивые офицеры, которым было предназначено сыграть важную роль в истории страны. Двое из них, столь же хорошо владевшие английским, как и Пак Бо Хи, вскоре станут доверенными лицами Ким Чон Пиля, организатора государственного переворота 1961 года, когда был смещен Ли Сын Ман, ана его место поставлен полковник Пак Чжон Хи. В отличие от Пак Бо Хи они не сделают карьеры в ЦО, но, будучи активистами «церкви» с конца 1950-х годов, откроют перед ней новые возможности для миссионерской деятельности.

В июле 1957 года Мун начал миссию одновременно в Японии и Южной Корее, в 120 ее городах и деревнях. А госпожа Ким Ян Ун получила впомощь Цой Сан Ика, энергичного миссионера, который менее чем за четыре года сделал японскую ЦО равной своей корейской сестре. Именно в это время Хе Вон Ю, теоретик ЦО, приступил к разработке гипотезы, сделавшей «Божественный Принцип» оригинальным: коммунизм —враг Бога и враг мунизма. Первый вариант «Божественного Принципа» на корейском и английском языках появился в июле 1957 года.

В 1959 году в США прибыл первый миссионер-мунист, а в 1961 году, после того как в Южной Корее к власти пришел Пак Чжон Хи, позиции ЦО в Америке упрочились. Пак Бо Хи уже работал в посольстве в Вашингтоне, аКим Ян Ун готовилась к официальному основанию ЦО в Калифорнии. Почва там для этого была благоприятная: на западном побережье, обращенном всторону Дальнего Востока, живет множество выходцев из Японии и Кореи.

В 1962 году ЦО признало американское правительство. После долгих колебаний власти предоставили ей статус бесприбыльной организации, освобожденной от налогов. Годом позже Пак Бо Хи основал «Корейский фонд культуры и свободы». Этот фонд управлялся американцами и корейцами, стремившимися укрепить связи между двумя странами. В 1964 году почетными президентами Фонда стали экспрезиденты США

Г. Трумэн и Д. Эйзенхауэр. В следующем 1965 году Мун совершил свое первое миссионерское турне по миру, посетив 40 стран, а в 1969 году им было осуществлено второе кругосветное путешествие [14].

Примечания

[1]См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1996. С. 30.

[2]См.: Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 277.

[3] Повествование пророка Джозефа Смита. Солт-Лейк-Сити (шт. Юта, США), б/г. С. 2.

[4]Там же. С. 2, 3.

[5]Там же. С. 3–4.

[6] Цит. по: Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990. С. 88.

[7] Цит. по: Там же.

[8] См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 33.

[9] Moon S. M. Message to the World Unification Family. Washington, 1964. P. 4. Цит. по.: Мартин У. Царство культов. С. 278.

[10] См.: Новый взгляд на мир во всем мире преподобного Сан Мюн Муна. Б/м, 1988. С. 59.

[11] Цит. по: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 93.

[12] См.: Там же. С. 97–98.

[13]Bjornstad J. The Moon is not the Sun. Minneapolis, 1976. P. 31. Цит. по: Мартин У. Царство культов. С. 278–279.

[14] О лидерах ЦО и ее первых шагах подробнее см.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 101–106.


<< Предисловие |Содержание | Часть 2 >>

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

HotLog online dating service
HotLog
HotLog ¤®бв ўЄ  梥⮢
Rambler's Top100
<<<<<На главную  
Hosted by uCoz