Принцип Объединения, Сан Мен Мун и его Движение

OpenMoon.narod.ru

Open  Moon

<<<<<На главную  

Библиотека >Книги

Архимандрит Августин Сан Мен Мун и «Церковь Объединения»

Часть 2

«Символ веры» мунистов и его истоки

Своеобразным «Символом веры» «Церкви Объединения» (ЦО) является так называемая «Декларация» [1], сформулированная группой мунистов-богословов в 1976 году. Приведем ее текст полностью [2] .

Декларация теологического исповедания Объединения,
Берритаун, Нью-Йорк, 14 октября 1976 года.

Мы, нижеподписавшиеся, провозглашаем следующие двенадцать теологических положений исповедания в знаменательный день 14 октября 1976 года перед Небесами и Землей:


Для содействия единству
1. христианских теологий,
2. христианских деноминаций, и
3. христианских церквей и
4. для завершения межвероисповедного движения, которое Небесный Отец дал нам как великую заповедь прежде, чем настанет Славный День Господа Второго Пришествия для построения Царства Небесного на Земле для всего человечества для того, чтобы всегда жить в мире и порядке ирадости.
Аминь.

Теологическое исповедание Объединения

1. Бог. Существует один живой, вечный и истинный Бог, Личность вне пространства и времени, который обладает совершенными интеллектом, чувством и волей, чья глубочайшая природа есть сердце и любовь, кто сочетает как мужественность, так и женственность, кто есть источник всей истины, красоты и добра и кто есть творец и вспомоществователь человека и Вселенной и всех вещей видимых и невидимых. Человек и Вселенная отражают Его личность, природу и цель.

2. Человек. Человек был создан Богом как особое творение, создан вЕго образ как Его дети, подобные Ему в личности и по природе, исозданные для того, чтобы отвечать на Его любовь, быть источником Его радости и разделять Его способность к творчеству.

3. Божье желание о Человеке и Творении. Божье желание о человеке итворении является вечным и неизменным; Бог хочет, чтобы мужчины иженщины исполнили три вещи: первое, каждому вырасти до совершенства таким образом, что стал бы единым в сердце, воле и действии с Богом, объединив тела и души вместе в совершенной гармонии, направленной кБожьей любви; второе, быть соединенными Богом как муж и жена и дать жизнь безгрешным детям Бога, тем самым устанавливая (образуя) безгрешную семью и, в конечном итоге, безгрешный мир; и третье, стать господами сотворенного мира, устанавливая любящее владычество во взаимных отношениях отдавания — принятия с ним. Из-за человеческого греха, однако, ничто из этого не произошло. Следовательно, Божье нынешнее желание состоит в том, чтобы проблема греха была решена ичтобы все эти вещи были восстановлены, таким образом принося с собою земное и небесное царство Бога.

4. Грех. Первые мужчина и женщина (Адам и Ева), до того как стали совершенными, были искушены архангелом Люцифером к незаконной и запрещенной любви. Через это Адам и Ева по своей воле отвернулись от воли Бога и цели для них, таким образом вводя себя самих и человеческую расу в духовную смерть. Как результат грехопадения, Сатана узурпировал положение истинного отца человечества таким образом, что впоследствии все люди рождались в грехе как физическом, так и духовном, и имели расположение к греху. Человек, следовательно, имеет склонность противостоять Богу и Его воле и жить в невежестве о своей истинной природе и родительстве ио всем, что было им утеряно. Бог тоже страдает о Своих потерянных детях и потерянном мире и должен был бороться непрестанно за восстановление их к Нему. Творение стонет в муках, ожидая объединения через истинных детей Бога.

5. Христология. Падшие люди могут быть восстановлены к Богу только через Христа (Мессию), который приходит как новый Адам для того, чтобы стать новым главой человеческой расы (замещая греховных родителей), через которого человечество может быть возрождено в семью Бога. Для того чтобы Бог мог послать Мессию, человечество должно выполнить определенные условия, которые восстанавливают то, что было утеряно вгрехопадении.

6. История. Восстановление происходит через плату искупления (возмещения) за грех. Человеческая история есть запись попыток Бога и человека сделать эти возмещения за какое-то время для того, чтобы эти условия могли быть выполнены, так что Бог мог бы послать Мессию, который приходит для начала процесса полного восстановления. Когда некоторое усилие по выполнению некоторого условия возмещения не исполняется, оно должно быть повторено, обычно кем-то еще, после некоторого разделительного временного периода; история, следовательно, показывает циклический образец. История достигает своей наивысшей точки при пришествии Мессии, и в это время старая эра кончается, и начинается новая эра.

7. Воскрешение. Процесс воскрешения есть процесс восстановления кдуховной жизни и духовной зрелости, в конечном итоге объединяющий человека с Богом; это переход от духовной смерти к духовной жизни. Он осуществляется частично человеческим усилием (посредством молитвы, добрых дел, и т. д.) с помощью святых в духовном мире, а завершается действием Бога по приведению человека к возрождению через Христа (Мессию).

8. Предопределение. Божья воля о том, что все люди будут восстановлены кНему, предопределена абсолютно, и Он избрал всех людей ко спасению, но Он также дал человеку часть ответственности (которая должна быть выполнена по свободной воле человека) для исполнения как Его изначальной воли, так и Его воли для осуществления восстановления; эта ответственность остается человеку неизменно. Бог предопределил и призвал определенных людей и группы людей для (исполнения) определенных обязанностей; если они не справляются, другие должны принять их роль (занять их место, взять на себя…), и большее возмещение должно быть сделано.

9. Иисус. Иисус из Назарета пришел как Христос, Второй Адам, единственный возлюбленный Сын Бога. Он стал единым с Богом, говорил слова Бога иделал работу Бога, и открывал Бога людям. Люди, однако, отвергли ираспяли его, посредством этого помешав построению Царства Божьего на земле. Иисус, однако, одержал победу над сатаной в его распятии ивоскрешении, и таким образом сделал возможным духовное спасение для тех, кто возрождается через него и Святого Духа. Восстановление Царства Бога на земле ожидает Второго Пришествия Христа.

10. Библия. Писания Ветхого и Нового Заветов являются записями Божьего последовательного откровения людям. Цель Библии есть приведение нас ко Христу и раскрытие сердца Бога. Истина единственна, вечна инеизменна, так что любые новые послания от Бога будут в согласии сБиблией и будут освещать ее более глубоко. Все же, в эти последние дни, новая истина может прийти от Бога для того, чтобы человечество было способно выполнить то, что еще не сделано.

11. Полное восстановление. Правильное понимание теологии сосредотачивается одновременно на отношениях человека с Богом (вертикальных) и на отношениях человека с ближними (горизонтальных). Человеческий грех разорвал оба этих типа взаимоотношений, и все проблемы нашего мира происходят от этого. Эти проблемы будут решены через восстановление человека к Богу через Христа, а также через такие меры, как введение правильных нравственных норм и действий, образование истинных семей, объединение всех людей и рас (таких, как восточные, западные и негроидные), разрешение напряженности между наукой и религией, исправление экономических, расовых, политических и образовательных несправедливостей и преодоление отрицающих Бога идеологий, таких, как коммунизм.

12. Второе Пришествие, или эсхатология. Второе Пришествие Христа произойдет в нашу эпоху, эпоху очень похожую на время Первого Прихода. Христос придет, как и прежде, как человек во плоти, и он установит семью через бракосочетание с его Невестой, женщиной во плоти, и они станут Истинными Родителями всего человечества. Через наше принятие Истинных Родителей (Второе Пришествие Христа), послушание им и следование им, наш первородный грех будет изъят, и мы в конечном итоге станем совершенными. Истинные семьи, исполняющие Божий идеал, начнут свое существование, и Царство Бога будет установлено как на земле, так ина небе. Этот день грядет.

Мы исповедуем и провозглашаем перед Богом и людьми эти теологические положения как утверждение нашей веры в четырнадцатый день октября вгод нашего Господа, тысяча девятьсот семьдесят шестой.

[Следуют подписи тридцати восьми студентов семинарии]

Итак, «Символ веры» ЦО сформулирован, и прежде чем перейти к анализу выраженных в нем элементов учения Сан Мен Муна, попробуем обозначить истоки этого достаточно сложного явления.

Известный французский исследователь Мишель Малерб в своей книге «Религии человечества» пишет: «Если встать на позиции азиатского мышления, то можно заметить, что мунизм вписывается в новые религиозные движения буддистского толка, распространившиеся в Японии с начала века. В частности, нельзя не вспомнить движение Сока гаккай — тоже политизированное движение, которое опирается на Нитирен сосу — разновидность реформированного буддизма, приспособленного к современному миру»[3].

Известные религиоведы Джон Макдауэлл и Дон Стюарт рассматривают «Божественный принцип» Муна как попытку оригинального истолкования Библии, причем основу новой интерпретации они видят в одной из восточных философий — таоизме[4]. Согласно ее доктрине, все двоично и взаимно противоположно, все обладает «инь» и «янь» — положительным и отрицательным, мужским иженским началом. Двойственность начинается с Бога и пронизывает все его творения, включая вселенную.

Эти наблюдения могут быть дополнены высказыванием видного специалиста вобласти исследования новых религиозных движений Томаса Гандоу, лютеранского богослова: «Для движения Муна типична опора на восточноазиатскую космологию. Образ Божий определяется представлениями даосизма: Бог —принцип, первосила, но не личностный свободный Творец. „Бог“ такого типа полностью определен, несамостоятелен и несвободен. „Бог один не в силах выполнить Свою волю“. Но при этом речь не идет о синергетических представлениях христианства (Бог и человек должны взаимодействовать), как можно было бы предположить. „Бог принципа“ не способен к собственному свободному действию. Воля Бога предопределена на 100%, и никакое изменение невозможно»[5].

Другим немаловажным фактором, повлиявшим на богословскую систему Муна, было религиозное движение Тонхак. Оно появилось в Корее около 1860 года как реакция на миссионерскую деятельность католиков. («Тонхак» переводится как «Восточное учение», в противовес «Западному учению», т. е. католичеству.) Основные принципы этого вероучения сформулированы висследовании Т. Н. Кузнецовой «Мунизм».

«Учение Тонхак вобрало в себя элементы нескольких религий: „пять житейских отношений“ конфуцианства; от даосизма — следование Пути и очищение; из буддизма — „очищение сердца“; от католичества некоторые идеи и традиции. Основатель Тонхак Чхве Джеу и его последователи не принимали христианскую идею надмирного Бога, но считали Его некоторым потенциалом божественности, который наследует от Него и человек. Вправилах поведения членов этого течения было сказано: „Человек — это Бог, оскорбляя человека, оскорбляют Бога“»[6].

В 1892 году движение Тонхак подняло восстание, но потерпело поражение, выжило и в 1905 году поменяло название на «Религия (Общество) Небесного Пути». Тогда же были провозглашены восемь основных принципов доктрины этого движения: 1. Единство (неотделимость) Бога и человечества.
2. Единство духа и материи.
3. Согласование религии и политики.
4. Доктрина о переселении духов.
5. Жертвование физическим для духовного.
6. Единение порядка.
7. Единение веры.
8. «Определение религии» — религиозность может быть достигнута через знание, любовь и волю.


Адепты движения верили, что людьми рано или поздно будет познан смысл истинного Небесного Пути, и как только это случится, все религии объединятся в одну.

К сказанному добавим, что в Японии широко распространено движение Тэнрике, основанное в 1838 году. Именно тогда, в «9-й год эры Тэнпо», устами простой японки Накаяма Мики заговорил Оя-гами (Бог Отец): «Я — Основатель — настоящий и единственный Бог. Имея предопределение к этому дому, Я спустился с небес, и так как Я хочу спасти все человечество, Яхочу получить от вас Мики, как живой храм Моей Церкви».

Далее в «житии» Мики повествуется: «Ее родственники и домашние были очень испуганы этими неожиданными словами Бога Отца, они неоднократно отказывались, но так как Он никак не хотел изменять Своей Воли, то в конце концов они решили последовать Его Воле, даже не учитывая семейные обстоятельства и забыв свои человеческие заботы» [7]. Стех пор в течение пятидесяти лет «Основательница, как было угодно душе Его, осуществляла Волю Его не только проповедями и печатным словом, но и показала людям пример праведной набожной жизни. … Прийти же к жизни, полной радости, люди смогут только осознав, что все они — дети Бога Отца, т. е. братья и сестры»[8].

К 1975 году учение Тэнри-ке стало весьма популярным не только в Японии, но и в ряде зарубежных стран. Движение насчитывает более 2миллионов последователей, объединенных в 16 тысяч общин. Вот еще несколько отрывков из брошюры о доктрине Тэнри-ке. «Город Тэнри, вкотором находится Главное управление религии Тэнри-ке, представляет собой религиозный центр, растущий вместе с распространением и развитием религии. … Здесь всегда пребывает, согласно Истине бессмертия, Основательница нашей религии, которую верующие считают своей Матерью и любят безгранично икоторая оказывает человечеству, как детям своим, покровительство. Именно поэтому это место мы называем Родиной или Оясато... Первоначальное место рождения человечества мы называем Дзиба, именно оно является святым местом всего человечества, т. е. его родиной... Паломничество в Дзиба мы считаем возвращением на родину всего человечества и приездом кМатери, поэтому мы обычно говорим: „Идем домой в Дзиба!“, „Вернемся на родину к Родителям!“»[9] . (Добавим только: и над входами в здания ЦО висят приветствия: «Добро пожаловать домой!», «Добро пожаловать к Истинным Родителям!» Воистину, «…нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1:9)...)

Стоит ли удивляться тому, что именно в Корее, стране, где издавна переплелись корни многих верований и вероучений — шаманизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, христианства (с VIII века) и др., с особой силой вспыхнула в принципе не новая идея религиозного объединения (унификации); ее быстрое распространение было предопределено особенностями религиозного сознания корейцев середины ХХ столетия — эклектичного, впитавшего в себя восточные и западные учения наряду с генетически исконным для этой страны шаманизмом. Ритуальная сторона христианства имела здесь явно католическую окраску, но главными его отличительными признаками были харизматичность едва ли не каждого руководителя общины (которых в Корее насчитывалось в ту пору около 170); мессианские ожидания; спиритуалистические наклонности различных псевдохристианских сект с их практикой исцелений и пророчеств. Нередко религиозная деятельность таких объединений приобретала характер крайней политизированности, что тоже вполне объяснимо долгими годами освободительной борьбы инавыками выживания в условиях гонений за веру. Все эти особенности религиозной жизни были возможны лишь в обстановке невысокого уровня христианского образования.

И тем не менее нельзя не заметить, что все исследователи генезиса ЦО, в первую очередь, говорят о преобладании в ее доктрине восточных элементов — реформированного буддизма, теории амбивалентности сущего, даоистского представления о Боге как принципе (первосиле), идеи наследуемого человеком от Бога потенциала божественности и многого другого.

Именно синтезированное вероучение, дерзнувшее слить воедино доктрины мировых религий, новых религиозных движений и традиционные «народные» практики, имело шанс предложить миру, который захватила идея глобализации, движение Объединения, и ЦО пошла по этому пути.

«Божественный Принцип» и Библия

Главная вероучительная книга ЦО, «Божественный Принцип» (Divine Principle), представляет собой синкретическую смесь идей, выхваченных из христианства, восточной философии, даосизма, учения мормонов испиритизма, воспринятых через призму психосексуальных идей Сан Мен Муна. Ведущие христианские богословы отвергают принадлежность богословия Муна к христианству, и не в последнюю очередь потому, что, по мнению «преподобного» Муна, Библия необходима мунистам только для того, чтобы использовать ее для объяснения «Божественного Принципа».

Следует иметь в виду, что английская версия этой книги не совсем совпадает с корейской — на английский язык выборочно переводилось лишь то, что наиболее приемлемо для христианского мира. Большинство переводов «Божественного Принципа» на другие языки мира выполнено уже с английского. Таким образом, большая часть мунистов, не знающих корейского языка, естественно, не знает самого главного в этой книге. Русский перевод «Божественного Принципа» также выполнен с английского, смягченного и сглаженного «адаптированного» издания.

Хотя доктрины Муна содержательно противоречат христианству, сам основоположник нового движения утверждает, что все они были открыты ему Иисусом Христом: «Возможно, вы захотите спросить меня: „Чей авторитет стоит за этим?“ Я разговаривал с Иисусом Христом в духовном мире. И еще я разговаривал с Иоанном Крестителем. Вот источник моих полномочий» [10] .

Насчет «уникальности» явления Сан Мен Муну Спасителя уже говорилось: еще в 1820 году Христос якобы явился Джозефу Смиту, основателю секты мормонов. Теперь об Иоанне Крестителе. Здесь Мун тоже идет проторенной тропой. В «Повествовании пророка Джозефа Смита» читаем: «В мае 1829 года однажды мы пошли в лес помолиться. … В то время как мы молились ивзывали к Господу, небесный вестник снизошел в облаке света и, возложив на нас руки свои, посвятил нас в духовный сан... Вестник, посетивший нас в этот раз и возложивший на нас священство, сказал, что имя ему было Иоанн, что он тот самый, который в Новом Завете называется Иоанном Крестителем»[11]. Вспомним слова Господа, Который Сам устами пророка Иеремии обличал такого рода «харизматиков»: «...не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас; рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» (Иер. 23:16). Этим словам созвучно увещевание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

Создатель первой версии «Божественного Принципа» Хе Вон Ю был выходцем из христианской среды, что позволило ему сформулировать учение Муна как соотносящееся с Библией, однако весомость того факта, что в книге приводится множество цитат из Библии (всего 880), часто переоценивают. «Это приводит к пониманию книги „Принципа“ если уже не полностью наивному, как откровения, то все же как комментария к Библии, всецело связанного с христианской традицией, — пишет Томас Гандоу. — Однако, по сути, речь идет о местах, излагаемых для иллюстрации собственных мыслей, — например, для нахождения исторических параллелей» [12]. Мунисты понимают и толкуют Библию в соответствии с последней редакцией «Божественного Принципа». Они не принимают Библию такой, как она есть, — она должна быть обязательно «объяснена» нынешнему поколению «пророком Божиим» Сан Мен Муном.

Для членов ЦО «Божественный Принцип» является единственной авторитетной книгой, превосходящей даже Библию. «Божественный Принцип» известен как Полный (или Завершенный) Завет, потому что «включает и современную истину, которая раньше была неизвестна». Сегодня в книгах и воззваниях Муна и его приверженцев периодически еще используется Библия, тем не менее в одной из проповедей Мун говорит о своем намерении отказаться от нее после того, как она выполнит свое назначение: «Пока работа сХристианской Церковью не закончена, мы должны цитировать Библию ииспользовать ее для объяснения Божественного принципа. После того как мы получим наследство Христианской Церкви, мы сможем учить и без Библии»[13] .

Утверждения Муна полностью противоречат Библии. Священное Писание говорит, что Слово Божие никогда не исчезнет, но будет вечно: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8). Иисус Христос сказал: «…небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Мысль о том, что слова Иисуса когда-либо утратят свою силу, чужда Библии.

Более того, Библия строго осуждает того, кто что-либо добавляет кСвященному Писанию: «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом» (Прит. 30:6). Писание ясно показывает, что вера «однажды предана святым» (Иуд. 1:3). Все так называемые «откровения» не заслуживают признания, ибо они противоречат тому, что было открыто раньше. Именно к таким «откровениям» принадлежит «Божественный Принцип» Муна.

«Бог и мы»

Как уже говорилось, источником вероучения ЦО является «откровение», полученное Сан Мен Муном и изложенное в книге «Божественный Принцип» («Принцип Объединения в основных чертах» — своего рода «конспект» «Божественного Принципа»). В настоящее время издано свыше 200 томов Муна: это обе главные вероучительные книги и их толкование, философия движения «Объединения», а также проповеди, духовные наставления и речи Муна. Однако большая часть трудов Муна не переведена с корейского на европейские языки, что сильно осложняет исследование его вероучительной системы.

Если «Божественный Принцип» — это своего рода «большой катехизис», предназначенный для уже посвященных в учение мунистов, то для начинающих имеется «малый катехизис» — это книга «Бог и мы», представляющая собой «краткий курс» с изложением основ мунизма, то есть «Божественного Принципа» и «Принципа Объединения в основных чертах». Она мало напоминает богословский текст: сплошные диаграммы, схемы и графики, иллюстрирующие открытые Муном «принципы восстановления изначального идеала», «процессы давания и принятия», «взгляды на жизнь типа Каина» и пр.

В свое время Мун закончил электротехнический факультет университета Васэда и пронес любовь к точным наукам через всю жизнь: привычные понятия добра и зла в его системе заменяются «положительным и отрицательным зарядом», а Бог — «Универсальной Вечной Энергией». Эта особенность мышления Муна непредубежденному читателю бросается в глаза. «Порой кажется, что перед тобой не религиозная книга, а учебник физики для 8-го класса средней школы, — пишет петербургский журналист. —Бог, сатана, Адам, Ева, ангелы и прочие замечательные существа изображаются в виде фигурок и кружочков, соединенных множеством стрелочек. Муна ни на одной картинке нет, однако главное действующее лицо здесь именно он»[14].

Характерен рисунок на обложке учебника «Бог и мы» 1992 года издания на русском языке. В центре круга помещено слово «Бог», а от него расходятся радиальные стрелки к символам традиционных религий: здесь икрест, и звезда Давида (Маген-Давид), и полумесяц со звездой, истатуя Будды.

Особый интерес представляют главы учебника, в которых согласно тому же «инженерному» стилю препарируются доктрины иудаизма, буддизма, христианства и ислама. На подтасовки и умолчания, имеющиеся в этих главах, обратили внимание не только церковные, но и светские периодические издания. «Например, в главе об иудаизме сказано: „Согласно иудейским представлениям, Мессия — это человек, с которого должен начаться Господний замысел спасения человечества. Божественное провидение начинает действовать в одном человеке. Потом оно распространяется на семью, племя, народ и в конце концов охватывает все народы мира“. Это почти дословно повторяет изложенную Муном фразу в его книге „Божественный Принцип“. То есть получается, что Мун как новый бог идеально ложится и в схему иудеев, — пишет Кирилл Светицкий. — Конечно, иудеи не ждут Муна-мессию — дело в том, что составители учебника „забыли“ отметить, что этот самый Мессия иудеев должен быть иудеем из потомков царя Давида, изучающим и исполняющим Письменную и Устную Тору, который должен отстроить Третий Храм, собрать всех иудеев вСвятой земле и, наконец, победить в войне с Амалеком (враждебным иудеям народом). Мун в подобном не замечен. Столь же целенаправленным искажениям подверглись в учебнике и другие религиозные доктрины. Вкниге они представлены в виде, который должен подготовить ученика к мысли о появлении Муна как нового мессии» [15].

Однако то, на что надеются Мун и мунисты, уже совершено Иисусом Христом, «…ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Другой «мессия» будет не библейским, и в нем нет необходимости.

Пресвятая Троица

«Официальное название Церкви Объединения — Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства — может ввести в заблуждение», — отмечалось в православной печати[16]. Овладев христианской терминологией и несколько модернизировав ее, мунисты пользуются ею в своем вероучении. Не являясь христианами в традиционном значении этого слова, христианами по духу, они декларируют в качестве наипервейшей своей задачи именно объединение христиан. Парадокс заключается в том, что главные, принципиальные разногласия христиан имунистов являются основой для их радикального размежевания. Так, приверженцы ЦО не исповедуют Святую Троицу, отрицают божественность Христа и истинность Его Воскресения, считая распятие Христа провалом Его миссии. Чужда им и идея приснодевства Богоматери. Христиане признают кощунственными модернизацию учения Муна о Духе Святом и канонизацию Хын Джин Ним Муна — покойного сына «преподобного» Муна.

Мун открыто критикует христианское учение о Пресвятой Троице, суть которого в том, что Бог един в трех Лицах. По Муну, существует несколько троиц, и Троица Отца, Сына и Святого Духа возникает после распятия Христа. Мун утверждает, что первоначальной троицей были Адам, Ева иБог. После грехопадения человека троица «преобразилась» и стала включать Адама, Еву и сатану.

По учению Муна, первым «вертикальным» или духовным грехом было «интимное общение» между Евой и сатаной. Затем случился «горизонтальный» или физический грех, когда Ева имела физическую близость с Адамом и через него передала сатанинское осквернение всему рожденному человечеству. Когда пришел на землю Христос, Он смог представить людям только духовную основу для спасения через искупление на кресте. Так как Он умер неженатым, то не смог дать людям основание для физического спасения. Поэтому для такого спасения нужна совершенная мессианская пара, новые Адам и Ева, которые через свою совершенную брачную жизнь смогут освободить человечество от сатанинского осквернения.

Из этого положения вырастает муновская идея существования Новой Троицы, которая по необходимости включает в себя Бога, Третьего Адама и Третью Еву[17]. Об этих Третьих Адаме иЕве мунисты говорят как о Подлинных (или Истинных) Родителях, иими являются сам Мун и его супруга. Эта Новая Троица именуется духовной и физической Троицей: раньше и христианам, и мунистам приходилось «ограничиваться» лишь духовной Троицей Отца, Сына и Святого Духа.

Тринитарные формулировки в мунизме весьма расплывчаты, например: «Божья цель творения —> четырехпозиционное основание —> Иисус и Святой Дух становятся едиными, основываясь на Боге» [18].

Вот еще несколько примеров богословствования Муна. «Сущностная позитивность и сущностная негативность Бога есть качества Его сущностного характера и сущностной формы... Позитивностью и негативностью Бога мы называем здесь мужское и женское начало соответственно»; «Бог либо предполагал полностью явить Свою ценность в Своем Творении, либо Он не создал вообще ничего... Потому человек есть видимая форма Бога, а Бог есть невидимая форма человека. Субъект и объект едины по сути. Бог и человек — одно. Человек есть воплотившийся Бог» [19].

Уолтер Мартин комментирует это так: «В части богословия ЦО, касающейся непосредственно Бога, заметно влияние мормонов и спиритизма. Богословие Муна антитринитарно и неизбежно приводит к отрицанию различий между человеком и Богом. Евангелие от Матфея (28, 19) провозглашает Троицу устами Самого Иисуса, призывавшего крестить народы „во имя Отца иСына и Святого Духа“. Еще во II веке христианская Церковь начала называть Троицей таинство родственных отношений между Отцом, Христом и Духом Святым»[20].

Мы видим, что Мун и мунисты, утверждая сущность природы Бога как воплощение идеи полярности, не только не ставят перед собой задачу защищать учение о Троице как составляющую христианского Символа веры, но последовательно разрушают его, тем самым бросая вызов своей же идее Объединения.

Смерть и Воскресение Христа

В проповедях, обращенных к христианам, мунисты могут говорить о том, что «Иисус — Мессия и Единородный Сын Божий, Он Един с Ним в сердце и существует отдельно от Бога»[21]. Но Мун исповедует иной взгляд на личность Иисуса Христа, так как он отрицает Его божественную природу: «Ясно, что Иисус не является Самим Богом. … Но после распятия христианство превратило Иисуса вБога. Вот почему никогда не был перекинут мост через пропасть между Богом и человеком. Иисус — это человек, в котором воплотился Бог, но это не Сам Бог»[22].

Даже этой цитаты вполне достаточно, чтобы выявить антибиблейскую сущность христологии Муна. Господь Иисус Христос в Своей земной жизни был и Богом, и человеком и показал это много раз, отпуская грехи (Мк. 2:5), воскрешая из мертвых (Ин. 11), изгоняя бесов (Мк. 5:7–13) и убеждая евреев, сомневавшихся в Его Святости, что Он и есть Тот вечно Сущий, Который говорил с Моисеем из горящего куста (Исх. 3:14–15; Ин. 8:58).

«Богословие ЦО отрицает телесное воскресение Иисуса Христа из мертвых, заявляя, что будто Он воскрес духом, — пишет Уолтер Мартин. — Но такое богословие превращается в прах в свете разговора Господа с Фомой (Ин. 12) и Его явления апостолам, когда Он предложил им потрогать Свое Тело в качестве доказательства воскресения (Лк. 24, 36–39). Ошибка мунистов в таком важном вопросе христианства доказывается и словами Иоанна (2, 19–22; 20, 28)»[23].

Мун говорит своим последователям, что они могут не только сравняться сИисусом, но и превзойти Его: «Вы можете сравнить себя с Иисусом Христом и почувствовать, что можете быть даже величественнее Самого Иисуса»[24].

По Муну, Иисус был «неудачником»: «Авраам был отцом веры, Моисей был человеком веры, Иисус был Сыном человеческим, пытающимся выполнить Свою миссию ценой жизни. Но они — неудачники»[25]. «Божественный Принцип» утверждает, что воля Бога потерпела неудачу в миссии Иисуса: «Когда эта воля вновь потерпела неудачу из-за неверия людей...»[26]

Мун отрицает искупительную силу крестных страданий Спасителя: «Мы должны тем не менее понимать, что Иисус пришел не для того, чтобы умереть на кресте». Священное Писание учит, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Но Мун заявляет, что «на кресте физическим телом Иисуса завладел сатана» [27].

Комментируя этот муновский вызов христианскому вероучению, Томас Гандоу пишет: «Распятие считается не просто знаком поражения Иисуса, более того, — крест рассматривается даже как символ победы сатаны. Воскресение Христово также лишено для мунистов искупительного значения, аозначает всего-навсего Его переход в рай, духовный мир для духов, находящихся на ступени возрастания. Считается, что предположительно имевшие место страдания Муна превзошли крестную муку: „Кто страдал больше — Иисус или отец? При смерти на кресте вся боль проходит за 10 минут, но нести крест и страдать 50 лет — гораздо мучительнее. Люди не могут постичь страданий преп. Муна, и даже Бог кричит в душевной муке, когда видит боль, которую терпит преп. Мун“» [28].

Отрицает Мун и спасение человечества через искупление: «Мы должны понять, что после распятия на кресте Бог и Иисус потеряли все... В момент распятия все перестало существовать, абсолютно все — израильский народ, иудейская вера, ученики, семья и тем более христианство. Искупления не было, не было спасения, не было положено начало христианству. То есть тогда, на кресте, люди не получили спасения» [29].

«Вряд ли требуются пространные комментарии к муновcкому учению оспасении, если он считает, что Крест ничего не дал, — пишет Уолтер Мартин. — Можно привести массу мест из Писания, утверждающих, что на Голгофе была принесена окончательная жертва, что старый завет сБогом исполнился, а Христос „совершил Собою очищение грехов наших“ истал умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (Евр. 1, 3; 1 Ин. 2, 2). В богословии ЦО спасение дается не по благодати через вседостаточную жертву Иисуса, а достигается человеческими делами и через учение, откровения и покорность Муну» [30]. Согласно доктрине Муна, Иоанн Креститель потерпел неудачу в попытке приуготовить путь для Иисуса — второго Адама. Это привело к тому, что иудеи отреклись от Иисуса и распяли Его. Распятие не было основной волей Бога, так как оно спасает человека только духовно, то есть наполовину.

Исполнение нового плана, призванного физически спасти человечество ипроизвести безгрешное потомство, возложено на Третьего Адама и Третью Еву.

По утверждению Муна, Иисус предсказал не собственное Второе пришествие, но пришествие другого «Господа», который станет Третьим Адамом: «Иисус обещал, что Господь придет, чтобы наверняка выполнять волю» [31]. Снекоторых пор сам Мун начинает называть себя Господом Второго пришествия. А между тем Господь ясно говорит о таких «пришельцах»: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, авнутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7:15). Современный автор напоминает тем, кто считает, что «Мун из Кореи исправит ошибки Иисуса из Назарета», кто в «Легенде о великом Инквизиторе» говорит об «ошибках Христа»...[32]

Предупреждение Спасителя о лжехристах и лжепророках более всего подходит к Муну и его ЦО, поскольку, вопреки их утверждениям, престол истинного Мессии не может быть корейским, ибо Христос сказал, что «спасение — от Иудеев» (Ин. 4:22).

Святой Дух

Важно понять, как интерпретируется ЦО — «Ассоциацией Святого Духа...» —само библейское учение о Святом Духе.

Мун утверждает, что Святой Дух — это женское начало Бога: «Многие получают откровения, показывающие, что Святой Дух — это женский Дух, — говорит он, — это происходит потому, что она пришла как Подлинная Мать или Вторая Ева»[33]. Эта «она», то есть «временная» Подлинная Мать или Вторая Ева, согласно Муну, будет вытеснена с установлением Третьей Троицы, и Святой Дух будет замещен супругой Муна — Третьей Евой[34].

Что же Мун имеет в виду? Пройдут годы, и он, «мессия», он же Третий Адам, отойдет в мир иной, после чего, как в обойме, «патроны» сдвинутся на одну ступень, и Истинная Мать, которая, кстати сказать, моложе Истинного Отца на 23 года, займет в этой «обойме» место «патрона». Вот как идет подготовка к этому событию.

В 1993 году Мун провозгласил начало Эры Завершенного Завета, а за год до этого он заявил о своем мессианском предназначении. Тогда же было положено начало перерастанию Ассоциации ЦО во всемирную объединенную Семью Истинных Родителей. «Основание этого процесса было заложено заранее, — пишет Т. Н. Кузнецова. — Для того чтобы вавгусте 1992 года госпожа Хак Джа Хан могла быть провозглашена Истинной Матерью перед всем миром, предварительно, в апреле 1992 года, была создана Федерация женщин за мир во всем мире (FWPW), президентом которой стала супруга Сан Мен Муна». Оценивая значение этого повышения статуса Хак Джа Хан Мун, исследовательница высказывает такое предположение: «Смысл создания FWPW для Церкви Объединения —подготовка Хак Джа Хан и членов к возможности перехода центральной позиции в провидении восстановления к супруге Муна» [35].

Следующим шагом к продвижению Хак Джа Хан на очередную иерархическую ступень явилось учреждение «Федерации семей за объединение и мир во всем мире» (FFUWP). Эта Федерация была основана 3 мая 1994 года, и «Отец сказал, что это последняя организация, которую он устанавливает», — сообщалось в мунистской прессе [36]. Это событие ибыло объявлено началом эры Семейности (Familism), где Истинные Родители являются вторым Богом.

Не будет преувеличением сказать, что учение о Святом Духе является самым противоречивым в теологии Муна. Так, Енг Ун Ким, профессор Богословской семинарии ЦО, утверждает, что Святой дух представляется женским, мужским и безличным одновременно. Он же, в соответствии стехнократической ментальностью основателя мунизма, говорит, что Дух — это или яркий свет, или поле магнитной энергии.

Ответ с позиции истинного христианства может быть дан словами Евангелия: «…всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32).

Четвертая «ипостась»?

Второй сын Сан Мен Муна и Хак Джа Хан — Хын Джин Ним Мун — занимает вбогословской системе Муна совершенно особое место, место человека, по словам Т. Н. Кузнецовой, «типа Авеля». Мунисты почитают его как Духа, наиболее близкого к Богу и любимого Небесным Отцом, в силу чего подверженного более других силам зла и поневоле становящегося жертвой, приносимой ради искупления человеческого греха.

История его ранней смерти такова. В декабре 1983 года семнадцатилетний Хын Джин поехал вместе с двумя сыновьями рано умершего последователя Муна, которых он опекал, на очередное мероприятие отца, но по дороге попал в автокатастрофу и получил многочисленные и тяжелые травмы. Возможно, он пострадал больше своих спутников, потому что пытался спасти мальчиков.

Хын Джин Ним лежал без сознания в больнице, когда Мун счел, что выздороветь юноше уже не суждено. Он и провел специальную церемонию в больничной часовне, которая позже была названа Церемонией Воссоединения. «Церемония Воссоединения означает, что его (сына Муна. — а. А.) жизнь была принесена в жертву небесам Отцом и Матерью ради гармонии иобъединения всех людей, в частности в Церкви Объединения. Эта церемония была очень значима и важна. После того как церемония была проведена, Отец сам приказал врачу отключить систему поддержания жизнеобеспечения от Хын Джин Нима. Таким образом произошло Сын Хва [мирное вознесение] Хын Джин Нима»[37]. Вскоре после отключения системы жизнеобеспечения сын Муна умер.

Этот страшный обряд, совершенный 31 декабря и ставший началом поклонения Хын Джину, позволил Муну в некотором смысле сравнить себя с Богом ивозвеличить Хын Джин Нима до уровня Иисуса Христа.

Мун сопоставляет смерть собственного сына со смертью Христа на Кресте: «Точно так же, как Бог пожертвовал Своего собственного Сына, Истинные Родители сделали то же самое». Поскольку принесение подобной жертвы должно быть как-то обосновано в глазах мунистов, Мун так интерпретирует значение гибели Хын Джина: «Если бы Хын Джин Ним не был принесен в жертву, случилось бы одно из двух великих бедствий. Либо корейская нация могла бы пострадать от катастрофы, такой, как вторжение с севера; либо я сам мог бы быть убит»[38].

Так устанавливается еще одна конфликтная параллель мунизма и христианства: мунисты уверены в центральном положении Хын Джина в небесном мире, что, естественно, приводит к превознесению уже сейчас не одного только Муна, но и его сына, причем он почитается превыше Христа. При этом утверждается, что даже Иисус должен поклоняться Хын Джин Ниму и уважать его как своего старшего брата.

В память об этом событии рубежа 1983–1984 годов Мун установил, что 3 января будет отныне отмечаться как Святой день — День победы Любви, которому предшествует День Воссоединения, отмечаемый 31 декабря. Хын Джин Ним канонизирован в качестве своего рода «верховного святого» ЦО.

«Второе пришествие»

История человечества делится, по Муну, на три периода: эпоха Авраама — формирование рода человеческого, эпоха Иисуса — развитие человечества; наконец, эпоха Муна, который явился на землю, чтобы завершить священную миссию и освободить людей от сатаны[39].

Когда же закончилась «эпоха Иисуса» и наступила «эпоха Муна»? Для ответа на этот вопрос надо познакомиться с некоторыми взглядами Муна на историю ХХ века, излагаемыми им, как всегда, лапидарно.

Согласно Муну, результаты Первой мировой войны таковы: «Подъем коммунистического мира со Сталиным в центре как с символическим представителем Господа Второго пришествия на стороне сатаны, стремящимся создать псевдовыражение Царства Небесного на земле». Результаты Второй мировой войны: «Разгром Гитлера и его государства и распространение коммунизма на мировом уровне со Сталиным в центре предвещают конец духовного царства, сосредоточенного на Иисусе, и начало эпохи возникновения новых небес и земли, сосредоточенных на Господе Второго пришествия» [40].

А в межвоенное время произошло событие, ради которого и был совершен экскурс в историю. Это рождение Мессии, Господа Второго пришествия, которое «должно было прийтись на период между 1917 и 1930 гг.»[41] Мысль эта для Муна не случайна, она кочует из книги в книгу: Второе пришествие наступило «приблизительно в период между 1917 и 1930 [годами]»[42].

Кстати сказать, Мун не оставляет своим последователям сомнения в том, что третья мировая война неизбежна, однако возможны два варианта ее развития, и один из них — это «внешняя вооруженная борьба» против коммунизма и всех врагов Муна. Но, чтобы не уподобляться свидетелям Иеговы с их учением о неизбежном Армагеддоне, мунисты предлагают иной — мирный, облегченный – ее вариант. Это может быть «внутренняя идеологическая конфронтация —> полное разрешение —> осуществление идеального мира»[43]. Тем не менее, подобно лидерам движения «Свидетели Иеговы», Мун и его последователи тоже занимаются предсказанием конца света. Вначале было предсказано, что в 1967 году наступит Тысячелетнее Царство. Когда этого не случилось, было решено, что последний период существования мира состоит из трех семилетних частей: первая — с 1960 по 1967 год, вторая — с 1968 по 1974 год и третья — с 1975 по 1981 год. Смуновскими «семилетками» тоже ничего не получилось. Потом дата наступления конца света была отложена на 2001 год, но, кажется, вновь мимо... А где же явился (или явится) Мессия? Вот ответ из первоисточника: «Мессия явится там, где два мира, демократия и коммунизм, противостоят друг другу, то есть там, где лицом к лицу сталкиваются Божия любовь и сатанинская ненависть. Эта линия конфронтации прошла по 38-й параллели Корейского полуострова. Это не только передовая линия демократии и коммунизма, это также линия Фронта между Богом исатаной, образованная в результате Провидения восстановления». Иеще: «Народ, среди которого явится Мессия, должен быть объектом Сердца Бога. Исходя из этого, Корея — это страна, которую подготовил Бог»[44].

В книге «Божественный Принцип» Мун не вполне логично разъясняет свой взгляд на перенос функции Мессии от «второго Адама» (Иисуса) к «третьему Адаму» (к нему самому): «Когда Христос придет, все объединится. Бог навсегда упразднит ад. Цель Его творения будет достигнута... Божественный Принцип говорит, что Бог желает восстановить всех людей впервоначальном состоянии творения, и Бог достигает своей цели. Бог имел в виду, чтобы Адам оставался таким, каким он Его создал, но Адам пал. Иисус пришел как второй Адам.

Однако, не признав Его как своего Мессию, евреи убили Иисуса. Теперь Бог имеет другую центральную фигуру, через которую Он реализует окончательное восстановление человечества»[45].

Итак, самовыдвижение Господа Второго пришествия произведено, и теперь необходимо найти себе последователей среди приверженцев различных мировых религий. Решая эту задачу, Мун заявляет, что поставлен на свое служение, кроме Иисуса, еще и Буддой, и Мухаммадом. А мунисты сознательно допускают ложное истолкование Священного Писания с целью убедить людей в том, что ориентация на культы Востока совместима схристианством и что даже в них исполняются пророчества Библии.

В муновских учебных пособиях, рассчитанных на европейского читателя, воспитанного в христианской традиции, при изложении истории христианства особый акцент делается на Реформации, начатой Мартином Лютером в 1517 году. А в русском варианте пособий ставится задача переключения «народа-богоносца» с почитания Святой Руси на «обожествление» Страны Утренней Свежести.

Читаем первоисточник: «В христианском мире многие священники и верующие, наделенные даром духовного прозрения, получали новые откровения отом, что Второе пришествие произойдет в Корее, и многим глубоко религиозным людям было явлено, что Корея станет центром спасения мира»[46]. Всвоей убежденности Мун необорим: «Корея — соответствует условиям, на которых Бог избирает страну для Второго пришествия Мессии»[47].

Некоторые отечественные религиоведы, «наделенные даром духовного прозрения», совершили такой плавный переход: «Естественно, в богословских воззрениях неправославной церкви встречается немало неожиданного и непривычного для православного верующего, — пишет кандидат исторических наук Лев Семенов. — Однако если рассматривать это учение (мунизм. —а. А.) с точки зрения религиоведения, то оно предстает как раз на редкость стройным, логичным и обоснованным этапом развития религиозной мысли и практики. В сопоставлении с традиционным христианством оно выглядит закономерным углублением и развитием идей Реформации, разрабатывающим содержание откровения, полученного основателем, на базе проникновенной интерпретации канонических книг Библии. Степень же новизны этого учения сопоставима с новизной раннехристианских идей, как известно, пугавших в своем время правоверных книжников кажущимся противоречием духу ветхозаветной традиции»[48].

Эта цитата демонстрирует поразительный факт: ЦО, как, похоже, никакое другое новое религиозное движение, обладает особой привлекательностью для образованных людей, «достигших степеней известных»... Почему так происходит? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, но, во всяком случае, должно быть отвергнуто предположение о том, что интеллектуалов привлекает этот «на редкость стройный, логичный иобоснованный этап развития религиозной мысли и практики», новизна учения, «сопоставимая с новизной раннехристианских идей», — любой добросовестный религиоведческий анализ сводит на нет эти утверждения. Может быть, привлекает центральное положение мунизма — учение о Мессии и, закономерно, сам «мессия» — Сан Мен Мун, «сотни раз растрогавший Бога до слез»?

«Господь Второго пришествия»

В муновских учебниках Сан Мен Муна прямо, «в лоб», Мессией не называют, но в 1992 году он сам провозгласил себя «Истинным Отцом» нового человечества и с 1995 года объявил эру Завершенного Завета, сменившую эру Нового Завета, т. е., по разумению Муна, для мира истекло время христианства и пришло время мунизма. Мунисты твердо убеждены в том, что полная и окончательная истина открылась через их Истинного Отца. Поэтому они считают своим долгом использование любой возможности для свидетельствования о Сан Мен Муне, его «Божественном Принципе» иЦО. Все усилия мунистов направлены на то, чтобы слить все религии мира в одну самую совершенную религию, какой является ЦО.

У членов ЦО не возникает сомнений, что Мун — Мессия. Последователи обращаются к его духовной сути, завершая свои молитвы во имя Подлинных Родителей. Мун заявил: «Сейчас Бог отбрасывает от Себя христианство иучреждает новую религию, и этой новой религией является Церковь Объединения... Правой ногой мы попираем христианство и подчиняем его себе»[49].

В своем главном труде «Божественный Принцип» Мун делает весьма любопытное заявление: каждый объявляющий себя Богом, считает он, является человеком, достигшим состояния Адама и Евы в Раю, но неверно истолковавшим данное свыше откровение: «Ты — Господь». Такой человек, «решив, что он является Господом Второго пришествия… может неправильно себя повести и в конечном итоге даже сыграть роль антихриста. По этой причине в Библии предсказано, что в последние дни появится много антихристов»[50]. Но, судя по тому, что в 1992 году Мун официально объявил себя Истинным Отцом, он тоже «неправильно себя повел», и спрашивается: чью роль он весьма убедительно играет?

В мировой прессе неоднократно отмечалось, что с именем Муна связано множество скандалов: он женат не первым браком, хотя этого не афиширует. В ранний период своей деятельности Мун подвергался серьезным обвинениям со стороны корейских протестантских пасторов в том, что он якобы совершал обряды интимных сношений со своими последовательницами. Они указывали, что их обвинения подтверждаются теорией Муна о том, что через Муна Бог исправляет физическое осквернение людей, которое перешло к ним от Евы через Адама, так как она впервые осквернилась через связь с сатаной. Мун отвергает эти обвинения[51].

В другом источнике читаем: «В первые годы своего „мессианского“ служения он прославился развратными действиями по отношению к своим последовательницам; до сих пор непонятна роль Муна в истории смерти его сына Хен Джин Муна (по слухам, Мун собственноручно отключил систему жизнеобеспечения находившегося в реанимации сына)». Правда, автором делаются оговорки о том, что «Мун и его последователи игнорируют подобные обвинения» и что «ради справедливости нам следует признать, что многое из перечисленного является хоть и достоверным, но все же недоказуемым»[52].

Подробное описание финансовой и политической деятельности Сан Мен Муна и многочисленных скандалов, связанных с его именем, могло бы лечь в основу сенсационной книги, изобличающей «мессию». По этому пути пошел французский журналист Ж. Ф. Буайе, автор монографии «Империя Муна». Но это — светский журналист, с характерной для людей этой профессии тягой к «жареным фактам». Но если тем же путем пойдут религиоведы, они будут выглядеть ненамного достойнее тех, кто, взявшись писать о Православной Церкви с ее тысячелетней историей, сосредоточивает свое внимание на описании финансовых махинаций одного иерарха или сексуальных извращениях другого и связи с Лубянкой их обоих.

«Эти проблемы действительно существуют в Церкви, но не они являются средоточием церковной жизни, — справедливо отмечает современный исследователь. — Этим средоточием являются Богочеловеческая Личность Христа и путь благодатного единения с Ним. Точно так же ядром любой религии являются представления о божестве и о способе взаимоотношений с ним. Если мы не будем учитывать этого, то наша полемика с иноверцами превратится в войну компроматов. Всю нелепость этой тактики мы совсем недавно могли наблюдать в политической сфере»[53]. Предоставим «мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22)...

Есть достаточное количество сведений, позволяющих полагать, что Мун и ведущие члены его «церкви» имеют сознательную связь с оккультистскими силами. Во-первых, сам Мун заявляет о своей постоянной связи с духами, объясняя это тем, что истина и сила должны быть получаемы из мира духов и что многие из его последователей неожиданным образом были приведены к нему после нескольких лет связи с руководящим ими миром духов. Во-вторых, сами последователи Муна свидетельствуют о своих необычных, приводящих к экстазу переживаниях. Один бывший член группы Муна рассказывал: «Я почувствовал, как все, сказанное мною, как будто унеслось в безвоздушное пространство. Когда я встал, то почувствовал себя подобно разреженному воздуху; я должен был напрячь свои силы, ячувствовал, что это была энергия, своего рода экстаз. Она посылала мне токи, и я сравнивал ее с божественной любовью». Кроме того, Мун заявляет, что он много раз беседовал с разными духами, а также сСамим Иисусом Христом. Члены его общины говорят о его способности читать мысли своих учеников. Одна из его последовательниц в Англии свидетельствовала, что однажды, когда Мун был с нею, им явился дух Джорджа Фокса, основателя квакерского движения[54] .

И главное. В центре вероучительной системы мунизма находится сам «преподобный» Мун, «человек, которому сотни раз удавалось растрогать Бога до слез», и соответственно единственный из людей, кому «ведомы Божьи тайны»[55]. ВЦО не почитают икон и во время воскресных богослужений ставят на престол лишь одну увеличенную цветную фотографию «преподобного» Муна с супругой. Христианам традиционных церквей трудно понять, почему движение Муна называется «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». На деле объединение в ней происходит не вокруг личности Христа и Евхаристии, а вокруг «Семьи» Муна[56].

Примечания

[1] См.: Sontag F. Sun Myung Moon and the Unification Church. Аbingdon-Nashville, 1977. Р. 102–105.

[2]Текст «Декларации» приводится по книге Т. Н. Кузнецовой «Мунизм: Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна». 2-е изд. М., 1999. С. 15—19. При анализе документа следует учесть изменение статуса Муна, произошедшее в 1992 году, — считается, что именно тогда он исполнил свое предназначение Мессии, или Христа. (Стиль, а также орфография и пунктуация перевода правке не подвергались.)

[3] Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997. С. 290.

[4] Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. М., 1993. С. 108.

[5] Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1996. С. 121.

[6] Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 71.

[7] Доктрины Тэнрикио. Оясато (Япония), 1960. С. З. (На рус. яз.)

[8] Оясато: [Буклет]. 1975. С. 2.

[9] Там же. С. 1.

[10] Moon S. M. Christianity in Crisis. New Hope. HSA-UWC. 1986. P. 98. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 106.

[11] Повествование пророка Джозефа Смита. Солт-Лейк-Сити (шт. Юта, США), б/г. С. 18.

[12] Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 47.

[13] Говорит Господин. 1967. Апр. С. 1. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 107—108. Помимо «Божественного Принципа» вероучительным источником для сегодняшних мунистов являются так называемые откровения Муна, явленные в его речах-проповедях, которые продолжают и развивают «Божественный Принцип». Все они постоянно публикуются в изданиях под названием «Отец говорит», или «Учитель говорит», или «Говорит Господин» («Father Speaks», «Master Speaks»).

[14] Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.

[15] См.: Светицкий К. Мунификация России // Лит. газета. 1997. 28 мая. С. 7.

[16] Кузнецова Т. Н. Церковь Объединения как ядро Движения Объединения Сан-Мен Муна // Миссион. обозр. 1997. Май. С. 11–12.

[17] Подробнее об этом см.: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 109–110.

[18] Пособие для изучающих Божественный Принцип: 7-дневный семинар: Конспект лекции: Учение преподобного Сан-Мен Муна. 2-е изд. М., 1996. С. 78.

[19] Цит. по: Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 281–282.

[20] Там же. С. 282.

[21] Цит. по: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997. С. 202.

[22] Moon S. M. New Hope. Twelve talks. HSA-UWC. Vol. 1, 2. 1982, 1984. Р. 12–13. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 110.

[23] Мартин У. Царство культов. С. 282.

[24] Говорит Господин. 1974. 30 июня. С. 4. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 110.

[25] Там же. 1973. 31 марта. С. 1. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 110.

[26] Divine Principle. HSA-UWC. 1974. P. 196. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 111.

[27] Там же. С. 144, 148. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 111.

[28] Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 120.

[29] Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 111 (приведенная цитата — из англоязычного издания «Путь мира» (с. 13)).

[30] Мартин У. Царство культов. С. 283.

[31] Divine Principle. P. 296. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 112.

[32] См.: Современные секты в России // Вестник Всецерковного Православного молодежного движения. СПб., 1994. С. 44–45.

[33] Divine Principle. P. 215. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 112.

[34] Outline of The Principle, Level 4. HSA-UWC. 1980. P. 99. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 112.

[35] Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 283, 285.

[36] Family ties. 1994. Oct./Nov./Dec. Цит. по: Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 286.

[37] Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 151.

[38] Там же. С. 151–152.

[39] См.: Новые религиозные организации России... С. 203.

[40] Пособие для изучающих Божественный Принцип. С. 125, 127.

[41] Принцип Объединения в основных чертах. С. 385.

[42] Пособие для изучающих Божественный Принцип. С. 135.

[43] Там же. С. 128.

[44] Принцип Объединения в основных чертах. С. 391–392, 387.

[45] Цит. по: Порублев Н. Культы и мировые религии. М., 1994. С. 241.

[46] Принцип Объединения в основных чертах. 2-е изд. М., 1995. С. 94.

[47] Пособие для изучающих Божественный Принцип. С. 137.

[48] Семенов Л. Христос и... третья мировая война // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11. Лев Семенов — автор предисловий к мунистскому журналу «Родник надежды» (№ 1, 2 за 1996 год, тираж 20 тыс. экз.).

[49] Говорит Господин. 1972. 2 апр. С. 3, 5. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 107.

[50] Божественный Принцип. М., 1997. С. 173.

[51] См.: Порублев Н. Культы и мировые религии. С. 215.

[52] Муромцев К. Прельщающий многих // НГ-Религия. 2000. 9 февр. С. 5.

[53] Там же.

[54] См.: Порублев Н. Культы и мировые религии. С. 226–227.

[55] Там же. С. 9.

[56] Мун никогда не именует себя Иисусом Христом, но члены ЦО постоянно сравнивают его с Мессией. А ведь еврейское слово «Мессия» соответствует греческому «Христос» — помазанник.

<< Часть 1 | Содержание | Часть 3 >>

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

HotLog online dating service
HotLog
HotLog ¤®бв ўЄ  梥⮢
Rambler's Top100
<<<<<На главную  
Hosted by uCoz