Принцип Объединения, Сан Мен Мун и его Движение

OpenMoon.narod.ru

Open  Moon

<<<<<На главную  

Библиотека >Книги

Архимандрит Августин Сан Мен Мун и «Церковь Объединения»

Часть 3

Обрядовая жизнь «Церкви Объединения»

Мунисты владеют лишь небольшим числом собственно культовых зданий ичасто арендуют для своих молитвенных собраний большие залы в домах культуры, кинотеатрах, клубах, школах. Как правило, перед тем или иным действом зал «очищается» с помощью «священной соли», устраивается алтарь, убранный цветами. Помещение должно быть украшено свитком с текстом обета на корейском языке и символом ЦО[1].

В молитвенном помещении, в его северной части, устанавливается престол, на котором помещается фотография Истинных Родителей, кроме того — свечи и сосуд со «священной солью». На престоле может стоять портрет покойного сына Муна Хын Джин Нима и других членов Истинной Семьи. На эти изображения ориентируются молящиеся в своих поклонах. Впраздничные дни на престоле сооружается «жертвенник» с вазами, наполненными фруктами, орехами, сладостями. Добавим, что в России мунисты стали ставить на престол и иконы с изображением Иисуса Христа.

Посмотрим, как проходит молитвенное собрание в мунистской общине.

Каждый входящий совершает поклон перед изображениями Истинных Родителей иМуна Хын Джин Нима и сразу же садится на пол.

Вначале поются три «священные песни». Очередной руководитель собрания открывает его «показательной молитвой», которая может продолжаться от 10 минут до получаса и в которой сообщается все, что происходит в группе. Молитва может содержать также чтение и разъяснение божественных принципов или прошения за Муна, хотя в целом она, собственно говоря, адресована ему самому.

Затем вся группа вступает в «объединенную молитву», все молятся одновременно и вслух. Эта громкая многоголосая общинная молитва свыкриками, стуком, иногда — с битьем головой об пол, плачем и т. д. может прерываться следующими друг за другом «показательными молитвами» различных ораторов. В конце руководитель молитвенного собрания произносит заключительную «показательную молитву», и собрание завершается пением одной из трех «священных песен». После поклона портретам Истинных Родителей и Хын Джин Нима молящиеся покидают помещение.

Иконы с изображением Иисуса Христа на мунистских престолах — это дань христианской традиции, некий переходный этап в формировании религиозного мировосприятия. Особенно наглядно стремление совершить этот переход проявляется на семинарах при работе с новичками. В то время как в начале семинара молитва заканчивается словами «молим во имя Иисуса Христа. Аминь», к концу недели она уже завершается мунистской формулой «во имя Истинных Родителей. Аминь». Центральные таинства христианства — крещение и Евхаристия, вокруг которых и объединяются христианские общины, не представлены ни в учении ЦО, ни в ее практике.

Характерной особенностью календаря ЦО является отсутствие в нем христианских праздников. Ни Пасха, ни Рождество, не говоря уже о других важнейших днях христианского богослужебного круга, в мунистском календаре не упоминаются. Правда, мунисты, снисходя к «слабостям» христианского большинства своих общин, идут на уступку и заявляют: «Мы празднуем Рождество в тот же день, что и большинство христиан, 25 декабря, хотя это и не точная дата рождения Иисуса» [2].

ЦО отмечает ряд ежегодных праздников (Святых дней) в рамках собственного годичного цикла. Среди них самые главные: День Бога — 1 января, День детей — 1 октября, День всех вещей — 1 мая, День родителей —1 марта, а также День рождения Истинных Родителей — 6 января и День победы Любви — 3 января.

В книге Т. Н. Кузнецовой «Мунизм» приводятся сведения о перечисленных выше и о других праздниках, которые отмечаются членами «Семьи»[3]. Среди Святых дней в ЦО отмечается, например, «день рождения» Истинных Родителей. Он празднуется как совместный день рождения Сан Мен Муна, который, как уже говорилось, родился 25 февраля 1920 года, и его супруги Хак Джа Хан, родившейся 10 февраля 1943 года (на основании сведений, приведенных в мунистских источниках, оба эти дня по лунному календарю приходятся на 6 января).

Там же читаем: «Кроме Святых дней в Церкви Объединения существуют праздники меньшей значимости, но все же достаточно важные для последователей Муна. К ним относятся День образования „Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства“, отмечаемый 1 мая; День Основания, посвященный успешному проведению нескольких массовых мероприятий Церкви Объединения в Америке в 1974—1976 годах; День победы Небес, установленный в воспоминание об освобождении Муна из лагеря Хун Нам и о выходе его из тюрьмы в 1955 году в Южной Корее; День любви Бога, означающий, что благодаря неустанным искупительным действиям Муна им создана „территория Сердца“, неподвластная сатане (праздник был установлен через два дня после отклонения апелляции Муна в Верховный суд США, рассматривавший дело о неуплате Муном положенных налогов).

Кроме того, в последние годы появились новые праздники — день Декларации Вечного Благословения Бога и день Основания нации Объединенного мира; оба относящиеся к Эре Завершенного Завета и, кажется, относящиеся ккатегории „Святых дней“. В отношении второго торжественного дня интересен тот факт, что Мун довольно ясно выразил в одном названии цель своего Движения».

Многие из перечисленных празднеств выглядят в глазах христиан по меньшей мере экзотично, во всяком случае суть отмечаемых событий далека от собственно христианства и исключительна близка Муну и его детищу — ЦО. Однако самым шокирующим событием в обрядовой жизни ЦО является «церемония Благословения», или брачная церемония, ведущая ксозданию подлинно мунистской семьи.

Брачный конвейер, или «Семья» против семьи

«Мунистская семья создается с помощью компьютера. Жених и невеста впервые встречаются уже на церемонии бракосочетания и не вправе отказаться друг от друга»[4]. Этот броский газетный заголовок может показаться выдумкой досужего журналиста, который стремится любым способом привлечь внимание читателя к своей статье. Тем не менее данное утверждение не расходится с реальностью.

Для христианина бракосочетание является таинством, причем глубоко личным, и «конвейерная технология» бракосочетаний может лишь оттолкнуть его от мунизма. Это признают даже защитники Муна. Один из них, Павел Гуревич, пишет: «Два человека, живущих на разных континентах, решили создать под сенью Церкви священную семью. Они нашли друг друга не по личному знакомству. Быть вместе и любить друг друга им повелела Церковь (Объединения. — а. А.). Конечно, с точки зрения Православной Церкви, свято чтящей свободное проявление воли верующего, такой факт выглядит, мягко говоря, неординарным»[5] .

Что же касается Муна, то он так объясняет подобную практику массовых брачных церемоний. По его мнению, «необходимо преобразовать весь мир в одну большую и дружную семью. Если политические лидеры не могут помирить между собой арабов и евреев, белых и черных американцев, католиков и протестантов в Северной Ирландии — надо переженить их между собой. Чтобы каждая отдельная семья строила свое счастье, добивалась мира и взаимопонимания. В масштабах всего человечества это маленький, едва заметный, но реальный шаг к достижению всеобщей любви и мира»[6].

1 июля 1982 года в Нью-Йорке было «обвенчано» 2075 пар, причем часть новобрачных встретилась впервые лишь за несколько дней до этого действа, а некоторым из них даже требовался переводчик. «Эти впечатляющие кадры были показаны многими телестанциями мира: Мун иего супруга, одетые в белое, с императорской короной на челе, возвышаются над толпой в 4150 человек, чьи лица выражают экстаз, глаза прикованы к мессии, собравшему их на церемонию, — пишет Ж. Ф. Буайе. — Еще несколько дней назад большинство из них даже не знали друг друга, — и вдруг из их глоток рвется громоподобное: „Банзай, банзай!“» [7].

Вот как это событие освещалось в американской печати: «Одетая в одинаковые платья армия невест вышла замуж за армию женихов в Мэдисон-Сквэр-Гарден. Венчание началось словами: „Невеста, приди“, — и закончилось „фейерверком“ из воздушных шаров. Новобрачные видели друг друга впервые. До вступления вбрак мунисты разного пола живут отдельно. Они называют друг друга братьями и сестрами. Свадьбе предшествовала помолвка, состоявшаяся 25 и 26 июня в отеле „Нью-Йоркер“, принадлежащем Церкви Объединения. На подбор супругов уходило по паре минут»[8].

Церемония не столько способствовала утверждению общественного статуса мунистов, сколько с еще большей отчетливостью выявила в глазах общественности нетрадиционность их социальных и культурных устоев и «неортодоксальность» их богословия. Вряд ли эти «церемонии благословения» можно истолковывать в том смысле, что скрепленные в их ходе браки воспроизводят первоначальное соединение Адама и Евы и таким образом направлены на восстановление мира и что они как бы моделируют «брак Агнца» (Отк. 19:7).

В конце 1980-х годов массовые бракосочетания проводились одновременно для 6 тысяч человек. И вновь молодожены могли ни разу не встречаться до свадьбы, могли жить в разных странах, но для Муна это не было важно. «Следует заметить, однако, — пишет А. Баркер, — что мунист не только имеет право отказаться от партнера, которого ему предлагает лидер движения, но многие из них именно так и делают — либо в процессе „подбора пар“, либо позже. Чаще всего партнер отвергается до свадьбы или по крайней мере до вступления в супружеские отношения» [9]. Но, как мы знаем, благословение (блессинг) «мессии» не многим отличается от приказа.

Церемония помолвки проходит следующим образом. Несколько тысяч женихов и невест собираются на стадионе. Их благословляет Мун. Единожды узревшие «преподобного» уже никогда не разуверятся в своих чувствах кнему и будут превозносить его как «мессию».

Объявив любовь земную — нелепым предрассудком, а компьютерную свадьбу — новым божественным веянием, мунисты придумали и религиозное обоснование столь странной любви. Они утверждают, что Мун является «Божиим инструментом». Иэто не он, а сам Бог соединяет людей друг с другом.

Будущий супруг выбирается спонтанно, причем европейцев женят на азиатках и наоборот (примирение народов через «межвидовое скрещивание» —это ли не вариант духовной лысенковщины?). Как утверждает Мун, Бог помогает ему подбирать идеально подходящие пары, для чего ему достаточно взглянуть на фотографии претендентов и ознакомиться с их анкетами. Выбор Муна, если верить официальной статистике ЦО, на редкость точен: на сотню браков не больше пяти разводов. Но кто проверял эти данные? Реальная цель «своднической миссии» Муна — численное увеличение «Семьи». Ребенок, родившийся в мунистской семье, тоже станет сектантом. Следовательно, с помощью искусственных браков можно без миссионерского труда, без труда вообще увеличивать и увеличивать численность ЦО. В одном только 1995 году в мире было зарегистрировано 360 тысяч мунистских браков[10]. Судьба почти полумиллиона еще не родившихся детей заранее предрешена: им быть мунистами.

А если у супружеской четы нет потомства? Эта ситуация тоже не должна выходить из-под контроля ЦО. По свидетельству Клэр Амелии Лами Шамполлион, чей сын был вовлечен в мунистскую общину, в ЦО существует практика передачи детей в другие семьи. «Это называется „дар любви“, — свидетельствует г-жа Шамполлион. — Если у пары нет детей, ей могут предложить нерожденного младенца от другой пары. Процедура четко продумана: донорская пара должна написать прошение лидеру, который оформит „дар“ независимо от того, будет он законным или нет. Это произошло во Франции по крайней мере один раз (насколько я знаю), другая французская женщина ездила в Алабаму с целью родить и отдать ребенка женщине, которой он был обещан. Ребенок был пятым в семье. Во Франции такая практика незаконна. Этот факт стал известен родителям настоящего отца, которые подали в суд. Судья решил, что ребенок должен быть возвращен настоящим родителям. Это еще раз подтверждает, что люди (для Муна) — не более чем инструменты»[11].

С особым размахом была проведена пятнадцатая по счету коллективная мунистская свадьба: 25 августа 1992 года глава ЦО обвенчал в Сеуле сразу 60 тысяч человек. Несколько дней караваны автобусов доставляли из аэропорта прибывающих в Южную Корею женихов и невест. В сеульских гостиницах, впервые после Олимпийских игр, было трудно найти свободный номер. На этот раз желающих получить благословение Муна на брак пришлось собирать на одном из стадионов Сеула. Церемония происходила на стадионе принадлежащего секте завода по розливу безалкогольных напитков. Здесь Мун благословил молодоженов из 131 страны, причем не менее трети пар были интернациональные. И, что самое интересное, примерно столько же молодоженов познакомились в Сеуле с будущим спутником жизни всего за несколько дней до свадьбы [12] .

На эту церемонию в качестве «суженой» попала Александра Годягина, одна из первых петербурженок, вступивших в секту Муна. Вот как описывает она встречу с «назначенным мужем» в мунистском журнале «Камин»: «Результаты подбора пар были известны за полтора месяца до благословения, но так получилось, что фотографию Войтека я увидела только перед самым вылетом в Корею. Помолившись как следует, я открыла конверт, вкотором лежал фотоснимок. И вот я в первый раз увидела своего мужа.

Наше знакомство в Сеуле началось с небольшого конфуза: я Войтека не узнала. Все наши сестры уже встретились со своими женихами, а Войтека все не было. Вдруг меня позвал один из поляков, с которым яуже успела познакомиться. Рядом с ним стоял совсем незнакомый парень. Он сразу же уставился на меня, как только я подошла. Не ввосторге от его наглого поведения, я повернулась, и в этот момент внутренний голос сообщил мне: „А это твой муж“. Войтек в жизни был совсем не похож на Войтека на фотографии.

Было очень интересное чувство — первый раз в жизни видишь человека изнаешь, что связан с ним навсегда. Не было никакой неловкости, недосказанности. Мы пошли к гостинице, и по дороге я задавалась вопросом, почему смогла так легко принять этого человека? И ответ был прост: перемены, которые произошли в каждом из нас в результате встречи с учением преподобного Муна, как раз и были тем, что нас объединяло.

...С того момента прошли годы. Передумав и пережив многое, я хочу сказать тем, кто поедет в Корею на этот раз: важно ехать туда, отбросив все старые предрассудки и нелепые представления о взаимоотношениях между людьми. Чем глубже вы сможете очистить себя, тем легче и радостней будут ваши отношения с самого начала»[13].

«Венчание» в Сеуле состояло в том, что празднично наряженным женихам иневестам вручили по куску торта и по бутылке безалкогольного напитка производства муновского завода. Все это передавалось по телевидению, по спутниковой связи, что стоило немалых денег, но было прекрасной рекламой секты. С каждого жениха и каждой невесты, детей «богатых» стран, муновская организация взяла по 1200 долларов и по 300 долларов свыходцев из третьего мира, так что спутниковую связь было легко обеспечить, ведь других расходов у организации, в общем, не было[14].

Двухчасовая свадебная церемония была отмечена пятьюдесятью обмороками среди невест. Несколько раз теряли сознание и женихи. Скорее всего —из-за изнуряющей (28' С в тени) жары и духоты, хотя некоторые злые языки были готовы отнести обмороки на счет впечатлений от первого знакомства с суженым.

Еще один россиянин, присутствовавший в Сеуле в тот жаркий день, вспоминает это чинопоследование. «Как зритель свидетельствую: это грандиозное, праздничное зрелище. Разумеется, в моем понимании вступление вбрак – факт глубоко интимный, индивидуальный. Стадион, как я привык думать, предназначен для другого, — пишет Павел Гуревич. — Однако газеты не толковали о таинстве брака. Они радостно и единодушно сообщили, что во время церемонии из-за исключительной жары несколько человек из числа брачующихся едва не потеряли сознание. Вот уж потеха наблюдать, как невеста, заслышав свадебный марш, опрокинулась навзничь. Словно в ином храме духота способна только усилить румянец» [15] .

Поскольку не всем потенциальным молодоженам оказалось по карману паломничество в столицу Южной Кореи, были арендованы космические линии связи с Бразилией, Филиппинами, Кенией, Египтом и Нигерией. Таким образом, около трети женихов и невест были обвенчаны заочно, что тоже заслуживает отдельной строчки в Книге рекордов Гиннесса.

В «церкви» Муна медовый месяц полагается отложить на сорок дней, которые молодые должны посвятить молитвам, размышлениям и... знакомству. (Вряд ли следует пояснять, с каким печальным событием ассоциируется сороковой день в сознании православного христианина.) Для части новобрачных этот период — время преодоления языкового барьера.

В муновской системе работает огромное и весьма оперативное бюро по устройству бракосочетаний. Они подбирают будущих супругов по электронным анкетам и фотографиям. Сам же Мун утверждает выбор, действуя – такова официальная версия — на основании «своей безошибочной интуиции». Надо полагать, что это бюро представляет собой один из полуоткрытых источников дохода ЦО[16] . ...Далекая Корея, огромный стадион, компьютеры, космические линии связи — все это вносит в «брачную технологию» элементы романтики.

А вот как происходит мунистское венчание в «российской упаковке». У нас первая такая церемония состоялась в 1995 году. Местом ее проведения был избран Санкт-Петербург. На этой церемонии присутствовал журналист Олег Засорин. «На рассвете 25 августа 1995 года десятки людей столпились удверей профилактория Кировского завода, что в поселке Стрельна. Внутрь почти никого не пропускали, особенно журналистов. Съемочной группе Петербургского телевидения пришлось даже обращаться за помощью кмилиции, чтобы проникнуть в здание. На втором этаже в небольшом зале собрались те, кого охранники так яростно пытались спрятать от чужих глаз. 40 молодых пар: юноши в строгих костюмах, девушки в венчальных платьях. Обычная свадьба. Смущает лишь количество молодоженов и время, выбранное ими для торжества, — пять часов утра. Пары выстроены вколонны и этим очень напоминают пионерскую линейку. Все взгляды устремлены на тусклый телеэкран, с которого обращается пожилой кореец. Для венчающихся этот старец дороже всего на свете. Они боятся пошевельнуться испугнуть тишину, в которой звучит его голос. … В зале шло венчание, ау дверей профилактория Кировского завода бились в истерике матери молодоженов, бессильные что-то изменить»[17].

Почему так рано, в пять часов утра? Дело в том, что в этот день вСеуле Мун и его супруга Хак Джа Хан проводили главную «церемонию Благословения», и трансляция велась по спутниковой связи. Сопутствующие церемонии национального и местного уровней состоялись одновременно сглавной церемонией во многих странах мира. Так что с учетом разницы часовых поясов петербургским новобрачным пришлось идти к муновской «заутрене».

Мун с супругой проводили подобные церемонии начиная с 1960 года, иих размах все время увеличивался. Мунистский журнал утверждает, что не за год, а лишь за день (25 августа 1995 года) благословение на брак получили 360 тысяч пар[18]. Как видим, цель, к которой, кроме всего прочего, стремился Мун, заключалась в «улучшении показателей». Но в России все вышло несколько по-иному. Так, вначале Мун дал разнарядку на Россию в 100 тысяч пар. Потом он уменьшил эту цифру до 70 тысяч пар, но и это оказалось нереальным, поэтому Мун приказал, чтобы мунисты просто ходили по квартирам и приглашали людей — не членов ЦО — освятить свой брак. Таким образом он хотел «взять числом» — естественно, речь шла о стадионной церемонии (вначале мунисты хотели получить под свою церемонию Красную площадь, и шанс у них был: жена Муна уже раз выступала в Кремлевском Дворце съездов, где открыто называла своего мужа мессией). Через какое-то время мунисты поняли, что количество участников их мероприятия все-таки не дотягивают до задуманного, поэтому по России разнарядка вновь была понижена — до 30 тысяч пар. Они объявили, что собрали 30 тысяч пар, но не вместе, а в 25 городах бывшего СССР, где будут проведены отдельные церемонии. (Мунисты не признают распада СССР, поэтому оперируют старыми категориями — например, у них есть отделение «СССР + Монголия».)

Московская церемония проводилась... в городе Обнинске Калужской области. Удалось собрать лишь около 180 пар, многие из которых были условными: жених (или невеста) стоял с портретом своей будущей супруги (супруга). В Петербурге было около 80 пар, в Екатеринбурге — 30. Говорить о заключенных в масштабе СНГ 30 тысячах браков, как видим, не приходится. Интересно, что в Москве (как и во всем мире) все происходило одновременно с Кореей, откуда и должно было по спутниковому телевидению транслироваться, как Мун с супругой в длинных балахонах иопереточных коронах благословляют новобрачных. Но трансляция в силу каких-то причин была нарушена, и руководство секты приняло решение показывать предыдущее благословение Муна, не объявив об этом народу. Как и предполагалось, ничего не подозревавшие сектанты были полны энтузиазма и приветствовали Муна, махая телеэкранам руками ивыкрикивая «мансей».

Объективности ради следует привести и точку зрения мунистов на «церемонию Благословения». Они считают, что, «избрав себе супруга, скоторым они собираются прожить всю оставшуюся жизнь, члены ЦО принимают участие в международной церемонии Святого Бракосочетания, что можно расценивать как помолвку, так как это не ведет сразу к созданию семьи. После этой церемонии будущие супруги посвящают некоторое время общественному служению перед тем, как начнут семейную жизнь. Как правило, такой период разделения составляет три года. За это время молодые люди больше узнают друг друга, а также имеют возможность реально помочь своей стране и миру. Занимаясь похожими программами и проектами, они начинают легче понимать друг друга, так как преодолевают одинаковые трудности. Изучение Философии Объединения позволяет смотреть на мир с одной точки зрения. А приобретенные в результате этого духовные и моральные ценности дают возможность создать крепкую, здоровую, счастливую семью...»[19]

А в 1997 году Мун решил побить собственный рекорд. В российской прессе сообщалось, что «27 ноября 1997 года ожидается очередной массовый блессинг мунистов. Мун планирует по всему миру провести церемонию сочетания около 3 600 000 пар, в том числе около 500 000 пар в странах СНГ, Балтии и Монголии (в это число вошли люди, которых обманом заставили заполнить анкету, на самом деле эта цифра будет меньше, но от этого проблема не снимается)»[20].

Для российской молодежи, еще заставшей систему воспитания в «духе товарищества и коллективизма», участие в массовой церемонии бракосочетания может показаться даже привлекательным. Однако новобрачные должны знать, что перед блессингом они примут участие в «кровавой мистерии». Несмотря на то что благословение часто воспринимается лишь как свадьба, гораздо более значима предшествующая «священному бракосочетанию» «церемония святого вина» или обряд изменения родословия, участники которого, испив специально приготовленный напиток, оказываются кровно связанными с Муном и его семьей. Рассказывая о смысле «церемонии Благословения» своим последователям, Мун пояснял: «Эти святые бракосочетания символически являются процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье „Истинных Родителей“», и «поэтому пары получают кровь Истинных Родителей»[21]. Более кощунственную пародию на Евхаристию трудно себе представить...

Для очищении «замутненной крови» от сатанинского влияния используется вино, содержащее, наряду с 21 родом веществ, также «кровь Отца и Матери». Предполагается, что человек, принимая такое вино, по сути, внутренне отказывается от поколений своих предков, отрицает свое родство с ними, предпочитая им Муна. Само «благословение» Сан Мен Муна почитается мунистами бесценным даром, милостью, даруемой «Истинным Отцом». Но самое труднопостижимое христианским сознанием обстоятельство заключается в том, что только обряд благословения превращает последователей Муна в действительных членов «Семьи», т. е. в настоящих членов ЦО.

Давайте сравним мунистскую «философию» блессинга со взглядом Православной церкви на таинство брака.

29 декабря 1998 года было оглашено Определение Св. Синода Русской Православной Церкви, посвященное «участившимся случаям злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающимся на состоянии церковной жизни». В этом Определении был упомянут, в частности, случай, когда духовник принуждал к вступлению в брак с лицом, рекомендованным самим пастырем. Вот как оценивает этот факт видный православный богослов митрополит Сурожский Антоний (Блум). Ему был задан такой вопрос:

— Как Вы относитесь к подобной практике? Насколько вообще правомочен духовник вмешиваться в решение таких вопросов?

— Я скажу: абсолютно неправомочен, никакого права он не имеет определять втакой мере и в такой форме будущее двух людей. Вообще вступить вбрак по принуждению, так же, как и принять монашество по послушанию, безумно и грешно; и грех, конечно, лежит на том священнике, который накладывает такую невыносимую ношу. Это недопустимо. Духовник должен приготавливать чету, должен научить их тому, что представляет собой брачная любовь, брачное целомудрие, брачная чистота, брачное единство душевно-телесное, и когда они готовы, должен их венчать. Причем не он должен выбирать жениха или невесту для другого лица.

Дело пастыря — вглядываться молитвенно, вглядываться смиренно и помочь им стать теми, кем стать они призваны Богом. Я знаю несколько случаев, когда духовник или кликуша-«старица» разорвали узы любви, которые уже существовали между юношей и девушкой, принудили их венчаться сдругими людьми, потом случилась катастрофа — они развелись.

Это безумие, и это преступление. Церковь должна была бы реагировать на такие преступления дисциплинарным образом. Такой духовник должен быть лишен права принимать подобные решения; если нужно, он должен быть запрещен в священнослужении. И во всех случаях, когда такое совершается, Церковь должна поступать со всей строгостью.

На это мне ответили, что если так поступить и запретить такого-то священника, то несколько сот людей уйдут от Церкви. Они от Церкви не уйдут, они уйдут от лжецеркви: и это надо ясно сознавать. И вопрос не в количестве, а в том, кем эти люди являются. Если они являются только духовными детьми этого священника, этого лжедуховника, то они Церкви, в сущности, не принадлежат, они уже отпали, они стали боготворить идола, и этот идол должен быть низвержен [22].

* * *

...Очередная международная церемония «блессинга» была проведена 7февраля 1999 года одновременно в 185 странах мира. Главная церемония проходила на Центральном Олимпийском стадионе в Сеуле. Женихов и невест благословлял на будущую супружескую жизнь сам «преподобный» Мун..."> [23] Как быстро меняются масштабы ЦО! Ведь в 1988 году Мун обвенчал здесь всего лишь 6516 пар[24]. Но как тогда, так и сейчас будущие супруги, приезжающие из разных мест, из разных стран, иногда будучи разных рас и национальностей, часто недостаточно знакомы друг с другом. Они надеются спастись через брак, доверившись своему «мессии» — Муну.

Родители, вырастившие свое чадо, едва ли могут примириться с тем, что судьбу их ребенка решает «электронная сваха». Но ЦО предусмотрела иэто. Вводится понятие Истинных Родителей — Сан Мен Муна и его жены. И хотя «пророк» женат четвертым браком и имеет 12 детей — все равно он образец. А раз есть Истинные Родители, значит, те, что вскормили и вырастили, — ложные.

В ЦО молодежи запрещаются контакты с родителями, которые представляют, по словам проповедников, сатанинскую сторону, если не признают «церкви» Муна. Неприятие родителей формируется у членов «церкви» исподволь. Нигде в мунистской литературе не найти проклятий в их адрес, но сам дух секты вынуждает к отказу от дома и семьи. Мунисты, скорее, не ненавидят, а жалеют отцов и матерей, считая, что те не доросли до идей Муна.

Обращенный в веру ЦО рассказывал: «Когда я в первый раз услышал слова „сделай вывод“, я пережил новое рождение, совершенно опьяняющее любовью и радостью, я даже вдохновил моих родителей идеей Бога. Практически всю неделю после моего второго рождения я постоянно говорил о Боге. Мои родители думали, что я сошел с ума. Но на самом деле я был просто преисполнен духа, счастлив, я пел и был полон любви. Удивительное переживание, я до сих пор чувствую его»[25].

В книге «Напутствие получающим благословение», изданной ЦО в 1995 году на русском языке, приведена такая цитата из речи Муна: «Прежде чем думать о том, что вы являетесь детьми своих физических родителей, вы должны помнить о роде Истинных Родителей, вы должны помнить, что вы ветвь, отпиленная от старого дерева и привитая к подлинному, новому дереву. Так что воздерживайтесь от мыслей, которые связывают вас с прошлым»[26].

Впрочем, у Муна есть и гораздо более определенные высказывания отом, как членам ЦО следует относиться к родным отцам и матерям: «Как насчет физических родителей? Кто они?.. Мы, в позиции небесных детей, должны поглощать других — земных детей и земных родителей, которые уподобляются сатанинским детям и сатанинским родителям; мы должны поглотить их как питательное вещество и ингредиенты удобрения» [27].

Но как устроена мунистская «Семья», в которую из родительского дома, из родительской семьи приглашаются молодожены?

Характерная черта ЦО — четкая иерархическая структура с полной подчиненностью Муну. Руководители какой-либо деятельностью в ЦО называются «центральными личностями», и по отношению к ним от «младших» требуется безоговорочное послушание, «любовь и служение». Таким образом, надежно обеспечивается единство суждений[28].

Прежде чем стать полноправным членом «Семьи», новичок должен пройти длительную школу фандрейзинга. Этот мунистский термин появился из английского языка (fundraising — «увеличивать фонд»). Увеличение капитала «церкви» — главная обязанность всех, кто стал адептом Муна. Живут фандрейзеры в небольших квартирах по 10–15 человек. Квартиры многолюдны только поздними вечерами — все свое время мунисты отдают «благословенной работе». На сон им отводится несколько часов.

Фандрейзер ведет, по сути, монашеский образ жизни. Он почти не посещает родную семью, а круг его общения замыкается стенами мунистского центра. Нужно заметить, что, в отличие, скажем, от «Белого Братства», ЦО напрямую не призывает к отказу от учебы или работы. Она действует изощреннее: фандрейзеру назначают непосильную норму ежедневного сбора денег. Стремясь выполнить задание, он забывает обо всем — сил и времени на учебу просто не остается.

После двух-трех лет такой работы можно получить благословение «преподобного» на создание семьи. К этому времени у муниста уже «стерты» основные личностные характеристики. Этому способствуют чрезмерный аскетизм инедосыпание.

Вот как сам Мун обосновывает эту методику: «В первые годы существования Движения я заставлял всех новообращенных пройти без остановок тысячу миль, потом в течение семи лет они должны были спать не больше двух часов в сутки, не иметь при себе ни денег, ни еды, добывая пропитание нищенством. Это было суровое испытание, но только так человек мог стать истинным сыном Бога» [29].

Проповедники мунизма придерживаются распространенного среди сектантов метода «конфессиональной анонимности». Как правило, они представляются членами «Международной федерации семей за мир во всем мире» или движения «Молодежь за чистоту любви и истинную Семью». После этого они спрашивают: «Готовы ли вы дать следующие обещания: 1. Уважать и почитать идеал чистоты в себе и других; 2. Воздерживаться от сексуальных отношений до брака; 3. Учиться любить чистой сыновней, дружеской, супружеской и родительской любовью; 4. Сохранять верность в браке?..»

Кажущаяся нравственная чистота этих императивов подкупает простодушного прохожего. «Ему предлагают пройти в один из офисов организации для получасовой беседы, на которой молодой лектор с горящими глазами произносит зажигательную речь о пользе целомудрия, — пишет современный религиовед. — Но за мунистским целомудрием скрывается сублимированная сексуальная озабоченность. Следующий шаг — посещение платных семинаров, посвященных вопросам семьи и брака. Что привлекает на данном этапе современного человека, лишенного элементарного человеческого внимания со стороны окружающих (а проповедники обычно подходят со своим знаменитым „извините, можно к вам обратиться?“ к одиноким прохожим)? На семинарах человек погружается в атмосферу столь необходимой ему любви и взаимопонимания. Встречи проходят в непринужденной обстановке: участники пьют чай и едят блинчики с вареньем или поют популярные песни, например „Подмосковные вечера“. Правда, эта идиллия на поверку оказывается такой же фальшивой, как и улыбки сотрудников „Дружелюбного магазина“ из фильма „Совершенный мир“. В сектоведении это называется „бомбардировка любовью“. Далее, когда человек уже втянулся, сценарий развивается уже по классической схеме: уход из дома, жизнь в специальных общежитиях-коммунах, ограничение во сне и пище, ежедневные сборы денег на нужды „Семьи“ и т. д.» [30]

Впрочем, традиционное обвинение в разрушении семьи, постоянно предъявляемое мунизму, задним числом можно вменить и коммунизму. Как иначе оценить ситуацию периода гражданской войны, когда сын с оружием в руках шел против отца, а брат на брата? А вот свидетельство наших дней. Встревоженная мать пишет в редакцию газеты: «Сын начал поздно возвращаться домой, стал раздражительным и неразговорчивым. Подумала о худшем —наркотики. Вся в слезах, попросила рассказать, не таиться, обещала, что с отцом себя продадим, но ему поможем». Проницательный читатель, очевидно, уже подумал: мунисты? И ошибся. «Сын в ответ: „Не говори глупостей, мама, какие наркотики? Выборы у нас“. Но ведь он еще учится в школе...» А далее в статье, в разделе «Охота на подростков», сообщается: «У коммунистов… есть даже специальная программа „омоложения“ рядов. По словам Геннадия Зюганова, каждый член партии должен привести в КПРФ молодого сторонника»[31].

У человека, попавшего в секту Муна, развиваются новые психические качества, которые согласно международной медицинской терминологии квалифицируются как «зависимое расстройство личности» — перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества. Образно говоря, человек впадает в детство. Более того, он вынужден полностью отказаться от собственной индивидуальности, от своего Я в угоду интересам «Семьи».

Процесс приобщения к «Семье» может проходить постепенно. Вполне возможно и даже вероятно, что подросток не отрицает те духовные ценности, которые прививали ему родители, просто он пытается следовать им по-своему. «К примеру, похоже, что многие из тех, кто вступил вЦерковь Объединения, сделали это не вопреки, а даже в какой-то мере благодаря идеалам (преданность делу, чувство долга, умение жертвовать своими интересами ради других и т. п.), внушенным им в детстве родителями, — пишет А. Баркер. — А когда ребенок с энтузиазмом неофита окунается в Движение, родители чувствуют себя отвергнутыми, довольно типичным является высказывание члена Церкви Объединения: „Мои родители хотели, чтобы религия была для меня частью, а не образом жизни“»[32].

Некоторые родители благодаря детям проникаются учением Муна и вступают всекту. Так, мать и дочь, например, называют друг дружку сестрами иимеют неплохие шансы выйти замуж в один и тот же день. Такими родителями «церковь» очень дорожит. Из них сформирована даже сектантская ассоциация с громким названием «Родители за свободу совести». В ее задачи входит составление и рассылка по инстанциям писем в защиту Муна[33].

В России против муновской ассоциации выступает «Межрегиональный комитет спасения от тоталитарных сект». Так, в 1995 году деятельностью мунистов в Санкт-Петербурге заинтересовалось городское Управление юстиции, а родители нескольких молодых людей, ушедших к Муну, подали на секту в суд – они хотели добиться запрета ее функционирования вгороде. Любопытно, что дети истцов, месяцами не появлявшиеся дома, накануне процесса, как по команде, вернулись в семьи. Разбирательство шло в Дзержинском районном суде в течение нескольких месяцев.

На стороне Муна большие финансовые возможности, и если что-то (или кого-то) нельзя купить за деньги, то можно — за большие деньги. Процесс против петербургских мунистов «сбавлял обороты», о чем свидетельствовала информация, прошедшая по каналу «Благовест-инфо». В бюллетене от 19 июля 1996 года читаем: «Десятидневный судебный процесс над Церковью Объединения завершился в Санкт-Петербургском Дзержинском суде 17 июля. Суд вынес решение о приостановке рассмотрения иска и о передаче всех материалов на изучение в две комиссии: медико-психологическую исоциально-психологическую. Медико-психологическая экспертиза должна будет оценить психологический и психический ущерб, нанесенный Церковью Объединения ее приверженцам и их родственникам. Несмотря на то, что истцы (Межрегиональный комитет спасения от тоталитарных сект иУправление юстиции мэрии Санкт-Петербурга) подали жалобу в суд несколько месяцев назад, там успели заслушать только самих истцов, чьи требования к Церкви Объединения сводятся к трем пунктам: возмещение морального ущерба, нанесенного родственникам ее последователей, ликвидация или запрещение деятельности Церкви Объединения на территории Санкт-Петербурга, а также передача всех документов на медико-психологическую экспертизу. По словам председателя Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект И. К. Русских, истцам удалось добиться назначения экспертизы, результаты которой покажут, насколько общественно опасна „секта Муна“»[34]. А теперь комментарий журналиста: «На какое решение суда вы рассчитываете? —спрашиваю я директора регионального отделения Церкви Роберта Биби. —На справедливое, — лаконично отвечает американец и смеется. Родители надеются на то же самое. Только смеяться они разучились» [35].

Вялотекущий процесс растянулся на годы и только в августе 1999 года в прессе появилось сообщение, озаглавленное «Суд отклонил иск против мунистов». Вот что говорилось в заметке:

«Дзержинский федеральный суд Санкт-Петербурга прекратил гражданское дело по иску Межрегионального комитета по спасению от тоталитарных сект к Вузовской ассоциации по изучению Принципа (ВАИП), являющейся дочерней организацией мунистской Церкви Объединения. Четыре года назад комитет по спасению от тоталитарных сект обратился в суд с требованием возместить моральный ущерб в сумме 20 млрд рублей, якобы причиненный ВАИПом совершеннолетним и дееспособным детям членов комитета. В процессе слушания дела сумма исковых требований возросла до 60 млрд рублей. Истцы также требовали ликвидировать саму организацию, которая, по их утверждению, „зомбировала“ своих членов вплоть до нарушений функций головного мозга, разрушала „генофонд нации“, препятствовала Российскому государству выполнять свои конституционные обязанности. В ходе судебного разбирательства было проведено несколько судебно-психиатрических экспертиз. Эксперты установили, что члены ВАИП здоровы и, более того, „их приход в организацию обусловлен семейными проблемами, возникшими задолго до появления в России“ Церкви Объединения. По утверждению представителя Церкви Объединения Константина Крылова, на протяжении всего судебного процесса комитет по спасению от тоталитарных сект получал значительные денежные средства непосредственно из бюджета мэрии г. Санкт-Петербурга»[36].

Кажется логичным, что чем меньше контактов поддерживают со своими семьями и вообще с прошлым новые члены «Семьи», тем вероятнее, что они примут программу Движения. Тем не менее есть люди, которые отошли от Движения именно в знак протеста против запретов на встречи с родными и друзьями. Так, один из бывших английских мунистов после четырех лет пребывания в ЦО, говорит: «Я печатал эту речь, а там говорилось: „Твои родители и твоя семья... подобны камню, привязанному ктвоим ногам. Твои родители и все грешники — по ту сторону, они пытаются оторвать тебя от меня. Беги ко мне, только ко мне“... Я сидел и печатал все это, но тут я сказал: „О, Господи, какая чушь, нет, это не дело“... Я просто прекратил печатать и сказал себе: „Нужно уносить отсюда ноги“»[37].

Примечания

[1] Подробнее см.: Кузнецова Т. Н. Мунизм: Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. 2-е изд. М., 1999. С. 134–137. См. также: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна.М., 1996. С. 60–61.

[2] Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 63.

[3] См.: Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 139–146.

[4] Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.

[5] Гуревич П. По лекалам КГБ // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.

[6] Цит. по: Иванов И. Новый рекорд преподобного Муна // Лит. газ. 1992. 2 сент.

[7] Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М., 1990. С. 78.

[8] Los-Angeles Times. 1982. 10 дек. Цит. по: Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 281.

[9] Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 73–74.

[10] См.: Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.

[11] Цит. по: Секты против Церкви: (Процесс Дворкина). М., 2000. С. 462.

[12] См.: Иванов И. Новый рекорд преподобного Муна // Лит. газ. 1992. 2 сент.

[13] Цит. по: Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.

[14] См.: Иловайская И. Что известно на Западе о секте Муна? // Рус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.

[15] Гуревич П. По лекалам KГБ // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.

[16] Иловайская И. Что известно на Западе о секте Муна? // Pус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.

[17] Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.

[18] См.: Родник надежды (ж-л). 1996. № 2. С. 30.

[19] Направление: Вестник Белорусского движения Объединения. 1999. № 3 (9). Апр. С. 5.

[20] Павлов П. Анализ подготовленного сайентологами «Дополнения—опровержения справочника миссионерского отдела» // Миссион. обозр. 1997. Нояб. С. 19.

[21] Кузнецова Т. Н. Церковь Объединения как ядро Движения Объединения Сан-Мен Муна // Миссион. обозр. 1997. Май. С. 10.

[22] Цит. по: НГ-Религия. 1999. 11 авг. С. 5.

[23] Направление: Вестник Белорусского движения Объединения. 1999. № 3 (9). Апр. С. 5.

[24] См.: Порублев Н. Культы и мировые религии. М., 1994. С. 216.

[25] Цит. по: Баркер А. Новые религиозные движения. С. 28.

[26] Цит. по: Кузнецова Т. Н. Церковь Объединения как ядро Движения Объединения Сан-Мен Муна // Миссион. обозр. 1997. Май. С. 11.

[27] Цит. по: Там же.

[28] Там же.

[29] Сан Мен Мун. Сеул, 1974. Цит. по: Белянинов К. Бомбардировка любовью // Комс. правда. 1990. 16 дек.

[30] Муромцев К. Прельщающий многих // НГ-Религии. 2000. 9 февр. С. 5.

[31] Колесниченко А. Партийная поросль // АиФ. 2001. № 19. С. 13.

[32] Баркер А. Новые религиозные движения. С. 104–105.

[33] См.: Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.

[34] Благовест-инфо (С.-Петербург). 1996. 19 июля.

[35] Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.

[36] НГ-Религии. 1999. 11 авг. С. 2.

[37] Цит. по: Баркер А. Новые религиозные движения. С. 98–99.


<< Часть 2 | Содержание | Часть 4 >>

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

HotLog online dating
service
HotLog
HotLog ¤®бв ўЄ  梥⮢
Rambler's
Top100
<<<<<На главную  
Hosted by uCoz