Принцип Объединения, Сан Мен Мун и его Движение

OpenMoon.narod.ru

Open  Moon

<<<<<На главную  

Библиотека >Книги

Архимандрит Августин Сан Мен Мун и «Церковь Объединения»

Часть4

«Церковь Объединения» в США

В 1970 году руководство ЦО приняло решение о переезде Муна в США. 18 декабря 1971 года Сан Мен Мун вступил на землю своей новой родины. Его ожидает здесь уже хорошо организованная «Семья». Движение имеет исолидную финансовую базу: готовясь к миссии в США, Мун собрал громадный миссионерский фонд, состоявший в основном из пожертвований японских и корейских приверженцев ЦО. Деньги были помещены в «Chase Manhatten Bank» (Нью-Йорк) на имя Муна.

В своих первых миссионерских поездках Мун произносил проповеди по-корейски, пользуясь услугами переводчика, затем перешел на английский. Врезультате проповедей Муна и усилий его приверженцев число членов ЦО быстро достигло в США нескольких тысяч человек.

В январе 1973 года Мун вызвал к себе из Европы более сотни руководящих иответственных работников движения. Соединенные Штаты была разбиты им на десять миссионерских зон, каждая со своим штабом во главе. Мун отдал половину зон в ведение иностранных лидеров. Немцы Пауль Вернер и Райнер Винсенц отправлены в Лос-Анджелес и Сиэтл, итало-американец Мартин Портер — в Атланту, японец Кен Судо — в Чикаго [1].

Новая структура миссии была строго иерархизирована, имела почти военную дисциплину. Местных руководителей называли «региональными командующими Международного крестового похода за единый мир». Их «солдаты» прибывали из всех уголков земного шара. Более пятисот молодых мунистов неамериканского происхождения были призваны для усиления движения и прикреплялись по необходимости к подвижным бригадам, атакже к группам по сбору денег, которые денно и нощно сновали по американским автодорогам.

Прибыв в США, мунистские миссионеры должны были отдать свои паспорта «Семье». В обмен они получали новый паспорт с названием и эмблемой ЦО, где было указано, что их жизнь целиком и полностью принадлежит Делу. Под заголовком «Адрес в США» можно было прочесть: «Нижеподписавшийся находится в данный момент в США в миссионерском турне. До 31 декабря 1974 года у него будет следующий маршрут: с 11 по 13 ноября — Чикаго, Иллинойс (следует адрес); с 14 по 19 ноября — Сиэтл, Вашингтон (следует адрес); с... по...» и т. д. [2]

Этот метод практикуется мунистами в США и сегодня. Так, в начале 1990-х годов такая судьба постигла, например, Константина Карпачева, студента Петербургского университета. Он откликнулся на приглашение бесплатно съездить в США на конференцию по правам человека, а в результате все лето ему пришлось провести в бесплатной работе на секту — сначала в ее «колхозе», а затем уже в качестве уличного проповедника. Учитывая, что паспорт и обратный авиабилет у него и его однокурсника были отобраны, вероятность побега духовными наставниками исключалась[3] .

Благодаря притоку активной рабочей силы Мун в 1973 и 1974 годах провел одно за другим три больших турне по 61 городу США. В штатах Калифорния, Юта и на Центральном Западе были установлены связи с различными религиозными течениями, в частности с мормонами, все вместе они вскоре организовали движение «Моральное большинство». Во время пребывания в столице Юты Солт-Лейк-Сити Мун встретился спомощником мэра города и несколькими мэрами округа, связанными с Церковью святых последних дней (мормонами)[4].

В 1972 году под контроль Муна перешел Симфонический оркестр города Нью-Йорка, основанный в 1926 году. Официально это было представлено как переход оркестра «под попечительство Международного Культурного Фонда»[5]. Так было положено начало важнейшей муновской акции — его «церковь» в Новом Свете стала утверждаться как крупный собственник.

В США Мун официально именовался пастором и «преподобным», что на Западе поначалу вызывало недоумение и протесты. «Неизвестно, на каком основании Мун официально присвоил себе звание пастора (а неофициально величает себя „Мессией“), и по-английски его называют Reverend — термин, указывающий на принадлежность к духовенству, что уже само по себе не соответствует действительности, — отмечалось в газете „Русская мысль“. — Тем большим абсурдом является перевод этого эпитета на русский язык словом „преподобный“, которое имеет совершенно определенное значение: святой из монашествующих, святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство. Даже словари советского времени указывают, что преподобный — это „так называемый святой из монахов“» [6].

Вскоре после приезда Муна в США им заинтересовалась группа конгрессменов правой ориентации. Он был приглашен выступить с речью на неофициальном приеме в Палате представителей Конгресса США. А 1 февраля 1974 года Мун был принят президентом США Ричардом Никсоном. Эта дата записана золотыми буквами в историю ЦО. «Преподобный» беседует и молится вместе с Ричардом Никсоном. Фотографии увековечили эту историческую встречу, ЦО демонстрировала ее во всем мире. Оба лидера нуждались в этой встрече. Для Муна это была хорошая реклама, а Никсон рассчитывал на поддержку ЦО, чтобы избежать импичмента в связи с «Уотергейтским делом», а главное — он рассчитывал на союз с мунистами в решении глобальной задачи Запада — борьбы против коммунизма. «Я знаю, — писал Ричард Никсон Муну, — что мы можем рассчитывать на Вас и на Ваше воинство...»[7]

Вот как повествуют мунисты о первых годах деятельности в США «отца-основателя»: «Повинуясь зову Господа, он полагал, что приехал в Америку как „врач“ или „пожарник“, который приходит в дом извне, чтобы исцелить больного или погасить пожар. Он пришел возродить истинный дух христианства, дух любви, всепрощения и единения. За четыре года Преподобный Мун выступил по крайней мере один раз в каждом из 50 штатов. Самые яркие его выступления состоялись в Нью-Йорке: в концертном зале „Карнеги Холл“ (1973 г.), во Дворце спорта „Мэдисон Сквер Гарден“ (1974 г.) ина стадионе „Янки“ (1976 г.). Кульминацией этой кампании стало грандиознейшее религиозное собрание, состоявшееся в столице США упамятника Вашингтону (1976 г.). Это собрание посетили более 300 000 человек»[8].

Проповедям Муна в американских городах предшествовала широкая реклама [9]. Так, завершая турне «День надежды», в нью-йоркском «Мэдисон Сквер Гарден» он 18 сентября 1974 года собрал 20 тысяч человек. Это событие вряд ли могло пройти незамеченным: стены домов и ограды Манхэттена были оклеены 80 тысячами плакатов с изображением Муна. Ни один нью-йоркский политик не мог припомнить, чтобы такое количество плакатов расклеивалось даже во время президентских выборов.

С особым размахом Мун использовал празднование 200-летия США. На торжествах, устроенных Белым Домом летом 1976 года, от Нью-Йорка до Вашингтона часто мелькало имя Муна. «Отец» организовал собственные церемонии по поводу 200-летия Америки. Митинг 1 июня 1976 года на «Янки Стадиум» и сбор 18 сентября того же года в Вашингтоне явились решающими датами для Муна, смогшего доказать, что он могущественный народный лидер. Вот что пишет по этому поводу

Ж. Ф. Буайе: «Чтобы собрать десятки тысяч людей, которые вручат ему это звание, — около 40 тысяч на „Янки Стадиум“ и 200 тысяч у памятника Вашингтону — в действие будет приведено все: программа манифестаций умело построена вокруг представлений двух международных трупп Семьи, „Корейского фольклорного балета“ и „Нью хоуп сингерс“; жителям бедных пригородов, особенно черным, будет предоставлен бесплатный транспорт, там же осуществляются социальные программы для вербовки последователей и, наконец, при рассылке десятков тысяч приглашений Движение прибегнет, впервые в столь массовом масштабе, к современной почтовой технике»[10].

Собрание у памятника Джорджу Вашингтону станет подлинным событием вамериканской столице, не привыкшей к столь массовым манифестациям. Шоферы такси долгие годы помнили пробки, связанные с этим шоу. На митинге перед публикой Мун произнес самую политическую речь из всех, что он произносил за пять лет своего пребывания в США. Главная мысль вего речи — миссия Америки состоит не только в спасении самой себя, но и в принятии на себя ответственности за спасение всего мира.

В 1975 году Мун основал Теологическую Семинарию Объединения (UTS) вгороде Берритаун (штат Нью-Йорк). Она «представляет собой подлинно экуменическую семинарию с преподавателями, исповедующими различные религии, — сообщается в буклете об этом учебном заведении. — Студенты изучают не только теологию Объединения, но и такие дисциплины, как философия, психология, религии мира, а также историю, теологию и священные писания иудаизма, христианства и других религий мира. Кроме того, студенты посещают религиозные службы своих вероисповеданий в храмах, расположенных поблизости от студенческого городка» [11]. Вкниге Ж. Ф. Буайе читаем: «Церковь Объединения организует для своих будущих кадров курсы теологического обучения разной продолжительности —2, 7, 21, 40 и 120 дней. 120-дневную стажировку проходят в крупном поместье Церкви, находящемся в полутора часах езды на север от Нью-Йорка. Попасть туда исключительно трудно»[12].

Азиатское происхождение Муна подогревало к нему интерес со стороны белых американцев. Одна бывшая последовательница Муна рассказывала: «Когда однажды Мун посетил молитвенный дом Церкви Объединения в Калифорнии, то все, к чему бы ни прикоснулся, его приверженцы потом делили между собой. Эти вещи в их глазах стали священными реликвиями. Его поклонники пожелали сохранить эти вещи для своего потомства, как верующие хранили в средние века „стружки с креста Господня“. Слуги Муна были настолько убеждены в его превосходстве, что у них сложилось следующее впечатление о нем: „Мун имел нечто величественное в своей осанке. Он распространял невидимую силу вокруг себя. Чувствовалось, что, если кто-то выстрелит в него, пуля свернет в сторону. Нельзя было без благоговения приблизиться к нему или прикоснуться к вещи, которой он касался. Он обладал какой-то мистической силой. Нам говорили, что, когда он бывает в зоопарке, все звери бегут в ту сторону, где он находится. Когда он подходит к аквариуму, все рыбы подплывают кнему. Он имеет власть над всем существующим“. Я чувствовала, что каждый листочек дерева, каждая песчинка действительно оживают в его присутствии»[13].

В те годы Мун проживал в поместье площадью 25 акров в Ирвингтоне (штат Нью-Йорк). На деятельность всей организации тратилось примерно 15 млн долларов. ЦО покупала обанкротившиеся предприятия в слаборазвитых районах страны (как, например, рыболовецкие предприятия Луизианы) ипревращала их в выгодные, процветающие компании, используя для этого помощь своих приверженцев, в большинстве случаев добровольную. Но критики мунистов заявляли, что все эти средства собирают с ничего не подозревающих жертвователей членов ЦО, скрывая, что денежные средства пойдут на коммерческие проекты. А те, кто жил и работал вблизи предприятий мунистов, жаловались, что дешевый труд сектантов приводит к увеличению местной безработицы[14].

В 80-е годы деятельность ЦО была предметом особого расследования Конгресса США, признавшего ее гибридом из жестко структурированной политической партии и международной бизнескорпорации. Вот выдержка из доклада Конгресса по этому вопросу: «Многочисленные церкви, деловые предприятия, комитеты, фонды и другие связанные с Сан Мен Муном группы проявились как части единой всемирной организации под централизованным руководством и контролем Муна. … По различению функций и по своей основополагающей организационной структуре она сходна в настоящее время с международным концерном, вовлеченным в производство, международную торговлю, поставки вооружения, финансовые операции и другого рода деловую активность. Но она выходит даже за эти рамки и охватывает также сферу религиозной, образовательной, культурной, идеологической иполитической деятельности. В подготовке и использовании простых членов она походит на полувоенную организацию, в то время как в других отношениях обладает признаками международной политической партии с жесткой дисциплиной. Между множеством организаций осуществляется постоянное тесное сотрудничество, прежде всего в такой форме, при которой персонал перемещается между организациями, финансовые средства смешиваются, та или другая нижестоящая организация может быть использована так, как будто они все тождественны; само собой разумеется, их всех объединяет роль Муна. По причине тесной связи между различными организациями подкомиссия пришла к выводу, что все они должны характеризоваться как единство, и в данном докладе рассматривает их в совокупности как „организацию Муна“»[15].

В изданной в Великобритании книге Джин Ритчи «Секретный мир культов» читаем: «Политические амбиции Муна не знают границ. Он публично объявил: „Мы не можем отделять политику от религии. … Разделение между религией и политикой — это то, что сатана любит больше всего“. Он также объявил о своем намерении править миром: „Если мы сможем контролировать по меньшей мере семь стран, тогда мы будем держать вруках весь мир: Соединенные Штаты, Англию, Францию, Германию, Советскую Россию и, может быть, Корею и Японию. На стороне Бога Корея, Америка, Англия, Франция, Германия и Италия — это те страны, на которые я рассчитываю, чтобы завоевать весь мир“. Его планы включают уничтожение Организации Объединенных Наций, которую он называет „сценической площадкой для коммунистов“. Также он говорил о [других] своих планах: чтобы члены его Церкви стали бы сенаторами и конгрессменами в США, чтобы через них он смог бы контролировать правительство»[16] .

В год 200-летия США Мун основал газету «News World». «Первая „настоящая“ мунистская газета родилась 31 декабря 1976 года в старинном здании внижней части Пятой авеню в Манхэттене, — пишет Ж. Ф. Буайе. — Позади гранитно-мраморного фасада когда-то размещался знаменитый ювелирный магазин „Тиффани“. После отеля „Нью-Йоркер“ это второе дорогостоящее здание, приобретенное Семьей в центре квартала с самой дорогой землей в мире»[17]. Из соображений экономии первый состав редакции газеты почти полностью состоял из мунистов. Они либо не получали зарплаты, либо возвращали часть ее ЦО.

В том же 1976 году был основан мунистский журнал «New York City Tribune». Рекламируя это издание, мунисты заявляют, что «с первых дней своего существования журнал… является первопроходцем, прокладывающим новые пути для других средств массовой информации. Он много писал опроблемах семьи и выступал в защиту традиционных моральных ценностей задолго до того, как эти темы вошли в моду. … Ежедневные и еженедельные бюллетени Пентагона регулярно помещают вырезки из статей, печатаемых только в „Нью-Йорк Сити Трибьюн“»[18]. Журнал уделял внимание вопросам национальной безопасности и политике стран советского блока.

Позднее было создано агентство новостей «Free Press International», принадлежащее корпорации «News World Communications, Inc.». Агентство издает двухнедельный бюллетень «International Report» с кратким изложением важнейших международных событий. Президентом корпорации является ближайший соратник Муна — Пак Бо Хи. Агентство новостей, в свою очередь, управляется руководством газеты «New York City Tribune» [19].

Мун продолжал наращивать печатные мощности. В 1980 году началось издание муновской газеты «Notias Del Mundo». Издание было задумано как газета будущего для быстро растущей испаноязычной части населения США. Редакционные статьи этой газеты носят консервативный характер, они освещают вопросы, представляющие первостепенный интерес для испаноговорящего населения США. Подобно большинству испаноязычных газет, «Notias Del Mundo» публикует свои редакционные статьи на английском и испанском языках [20].

Несмотря на то что в конце 1970-х годов в США уже было до 10 тысяч адептов Муна [21], он, не останавливаясь на достигнутом, задумал еще более расширить свое влияние на mass-media. Внимание Муна привлекла столица США, где в те годы выходила лишь одна еженедельная газета. «Положение изменилось 17 мая 1982 года, когда с печатных станков сошел первый номер „Washington Times“. Всего за пять лет „Washington Times“ стала одной из наиболее цитируемых и быстро растущих газет США, — утверждалось в мунистском буклете 1988 года. — Среди читателей газеты много влиятельных лидеров страны, в том числе президент Рейган и члены его кабинета, большинство членов Конгресса и многие общественные деятели. Газета получила более 50 премий, присуждаемых за высокий уровень журналистики» [22].

Интерес Рональда Рейгана к этой газете не случаен. 9 июля 1981 года президент принимал в Белом Доме соратника Муна Пак Бо Хи. Состоялся торжественный обед в честь политических деятелей и бизнесменов, оказавших активную поддержку республиканцам в ходе выборной кампании 1980 года. А в 1984 году Пак Бо Хи был удостоен учрежденного республиканской партией почетного титула «Орел» за весьма солидный взнос в выборный фонд Р. Рейгана.

Сторонником Муна был Патрик Бьюккенен, ответственный в кабинете Рейгана за связи с общественностью. Он и сам писал передовицы в «Washington Times». В 1985 году при участии Бьюккенена эта газета, «рожденная созидательным видением преподобного Сан Мен Муна» (такова официальная формулировка американских властей), была объявлена в Вашингтоне «органом американского правительства». В ноябре 1984 года только что переизбранный Рональд Рейган именно «Washington Times» дал первое интервью после возобновления президентского мандата. Он заявил, что читает эту газету каждое утро [23].

В 1997 году в редакции газеты побывал посланец из России — специалист по восточным единоборствам. «Один из дней конференции „Боевые искусства за мир вo всем мире“ был посвящен экскурсии всех делегатов конференции в издательство „Вашингтон Таймс“, которое принадлежит Муну, — рассказывал Михаил Крисин. — Нас привезли в главный офис, где перед нами выступал руководитель издательства. Он откровенно сообщил, что газета „Вашингтон Таймс“ была создана в разгар „холодной войны“, идейная основа газеты —ярко выраженный антикоммунизм. Он также подчеркнул, что силы, которые активно отстаивали антикоммунизм в американской политике, были учредителями и вдохновителями этой газеты» [24].

В 1980-е годы Мун основал в столице США еще одну организацию — Вашингтонский институт ценностей в государственной политике (WIVPP). Согласно официальной версии, «Вашингтонский Институт объединяет ученых и политиков, пытающихся получить новую информацию и разобраться вразличных аспектах государственной политики, оказывающих влияние на жизнь в США и во всем мире. … За первые пять лет существования Институт исследовал многие вопросы, в том числе… проблемы контроля над вооружениями, американо-советские отношения, развитие ядерной энергетики и политический смысл Теологии Латиноамериканского Освобождения» [25].

Есть выражение: «Нет пророка в своем отечестве». В применении к Муну можно говорить и о «чужом отечестве». Несмотря на постоянное усиление влияния в США, ЦО, начиная с 1976 года, не раз подвергалась там преследованиям. «Церковь», начавшая свое бытие в картонной хижине на юге Кореи и через двадцать лет купившая для размещения своего управленческого персонала отель на 2 тысячи номеров в самом центре Нью-Йорка, вызывала недовольство в некоторых кругах американского истеблишмента, считавшего, что «невозможно служить Богу и Муну».

Вот что писала по этому поводу газета «Русская мысль»: «Церковь Объединения проповедует о создании рая на земле, причем имя Божие используется, по сути дела, кощунственно, но достаточно неопределенно для того, чтобы не было юридического повода, например в США, объявить организацию противозаконной. Этот вопрос неоднократно уже рассматривался, но ни разу не удалось поймать муновских проповедников за руку в сфере публичного злоупотребления Божиим именем или именем Христа: каждый раз они выходили сухими из воды, используя принципы религиозного плюрализма, которые в США соблюдаются. Надо полагать, что у них есть ловкие юридические советники, определяющие, где надо остановиться» [26].

Однако муновские миссионеры, работавшие в молодежной среде, не раз «наступали на грабли», и против ЦО часто выступала американская общественность, протестуя против деятельности движения по вовлечению всекту молодых людей, нередко несовершеннолетних. Так, «в свое время по этому поводу в США вспыхнул большой скандал, так как родители или другие близкие некоторых юношей, ушедших к муновцам, утверждали, что „неофиты“ были уведены насильно, что их подвергли гипнозу или другим способам промывания мозгов, что их шантажировали и что они оказались узниками или заложниками организации, из которой уже не могли или не в состоянии были выйти, — пишет газета «Русская мысль». —В то же время было как будто действительно доказано, что если уновообращенного „муновца“ есть какое-то имущество, он полностью отдает его организации, сам оставаясь нищим. Нo если это делается добровольно, то в этом нет преступления. Защита муновской организации, именующей себя „Церковью Объединения“, строилась на том, что родственники протестуют из-за потери имущества. Доказать не удалось ничего ни той, ни другой стороне».[27]

В конце концов американские власти предъявили Муну обвинение в уклонении от уплаты налогов. ЦО стала объектом бесчисленных исков, на основании одного из них проводилось специальное расследование Конгресса США. Многие крупные американские юристы, исследовавшие материалы судебного процесса над Муном в связи с неуплатой налогов, считали, что ЦО нельзя отнести к числу религиозных объединений.

В июле 1984 года Сан Мен Мун был приговорен к полуторалетнему тюремному заключению и штрафу в 25 тысяч долларов. Мун представил налоговую декларацию о размере своих доходов, не упомянув в ней, что владеет в штате Нью-Йорк поместьем стоимостью 625 тысяч долларов [28]. Вот как прокомментировал решение суда Джек Корли, вице-президент ЦО в СНГ и Балтии: «В США преподобный Мун был заключен в тюрьму по обвинению в неуплате налогов. Нo рассматривая этот случай более широко, можно увидеть, что преподобному Сан Мен Муну инкриминировалась неуплата 23 000 долларов правительственного налога, в то время как им было истрачено свыше 1 000 000 000 долларов на различные образовательные, благотворительные и религиозные программы. Все это делалось с целью пробудить в американцах чувство моральной ответственности. Возникает вопрос: зачем человеку, вкладывающему деньги без какой-либо личной корысти, обманывать власти на такую мизерную сумму? Вывод один: „дело“ преподобного Муна — процесс не уголовный, а политический, инспирированный определенными кругами с целью получения на всем этом политических дивидендов. Кстати, на юридическом факультете Гарвардского университета „дело“ преподобного Муна изучается как пример того, как служителям правосудия не следует обращаться с законом» [29].

«Это политическая и финансовая группа, использующая религию в своих целях», — писал в 1987 году Е. Г. Балагушкин[30]. Через десять лет он высказал на этот счет другую точку зрения, поставив вопрос так: «Можно ли считать религиозной Церковь Муна, если она, скорее, напоминает мощный и преуспевающий транснациональный промышленно-финансовый синдикат?», и сам же дал пространный ответ: «Издавна известны религиозные объединения, в которых хозяйственно-бытовая сторона играла настолько важную роль, что придавала этим объединениям своеобразный, специфический характер. Это религиозно-этнические общины меннонитов, старообрядцев-некрасовцев, секты с коммунальным хозяйством (в Америке — шейкеры, в дореволюционной России — молокане, толстовцы, а в настоящее время — последователи Христа-Виссариона). Здесь в единое целое синтезированы социальные и религиозные утопии, что и предполагает развитие хозяйственно-бытовых, финансово-экономических и политических структур. На мой взгляд, эта особенность вполне согласуется с решающим критерием религиозности — а именно наличием сакральных смыслов. Религия — это духовно-практическая деятельность в сакральном смысловом поле (в пространстве сакральных смыслов и значений). Такое понимание мне кажется наиболее продуктивным для построения единой теории религий»[31].

Входя в тюрьму Денбери, Мун сказал: «Я преследовал только одну цель в этой стране: укрепить моральный дух Америки и ее способность выполнять волю Бога. Я буду по-прежнему молиться за эту страну и трудиться ради ее блага. Я благодарю Бога за то, что Он сделал меня Своим орудием в борьбе за религиозные свободы и духовное пробуждение Америки в этот критический час истории человечества» [32].

Более сорока религиозных деятелей и организаций, представлявших более 160 млн американцев, обратились в Верховный суд США с просьбой оправдать Муна[33]. Поддержку ему обеспечили и либеральные организации, и деятели, которым дорога была защита фундаментальных прав, гарантированных первой поправкой к Конституции, в частности, в отношении религиозной свободы. Апотому чернокожий пастор Джозеф Лауери, один из последователей Мартина Лютера Кинга во главе движения за гражданские права, и бывший сенатор Маккарти от своего имени выступали в различных кампаниях в поддержку Муна[34].

В первых рядах защитников Муна были и два парламентария-мормона: Джордж Хансен, член Палаты представителей от Айдахо, и Оррин Хэтч, сенатор от Юты. Хэтч пытался сделать все возможное, чтобы Мун избежал исправительного заведения. Когда Мун направил апелляцию в Верховный суд США, Оррин Хэтч то и дело выступал с публичными заявлениями, требуя от столь высокого суда пересмотра дела Муна и отмены решения о его наказании[35] .

За двенадцать месяцев пребывания основателя ЦО в темнице Дэнбери симпатии к нему его друзей из мормонской церкви не уменьшились. Воспользовавшись случаем, ЦО потратила в 1985 году от 5 до 10 млн долларов на формирование и сплочение вокруг себя верующих-фундаменталистов. Был создан новый отдел для ознакомления священнослужителей с доктриной ЦО. В 1984 и 1985 годах пасторы и мунисты несколько раз выходили на улицы с требованием помиловать Муна. Мун отсидел в тюрьме год ибыл выпущен досрочно за «образцовое поведение». По выходе его из тюрьмы его приветствовали как героя и мученика в крупном отеле Вашингтона [36].

Вот что говорит по этому поводу религиовед Б. З. Фаликов: «Когда у Муна возникли неприятности с Налоговым управлением США, ряд либеральных протестантских деноминаций, несмотря на серьезные религиозно-политические расхождения, его поддержал. Ларчик раскрывался просто: и антикультовое движение, и действия Налогового управления были восприняты как посягательство на принцип свободы религии, который для западных (и особенно американских) христиан неизмеримо важнее, чем межрелигиозные или межконфессиональные споры»[37]. Джон Мак-Клафри, бывший главный политический советник Рональда Рейгана, так обобщил этот взгляд на осуждение Муна: «Кто-то может считать, что правительство разумно поступило, приговорив Муна к заключению. Он непопулярен в религиозных кругах Америки. Он цветной, иностранец, плохо говорящий по-английски. Его богословие резко отличается от традиционного. Кроме того, он ярый антикоммунист и собирается стать вдохновителем Америки на крестовый поход против коммунистической заразы. Его обвиняют в недобросовестности при сборе денег и рекрутировании приверженцев. Правительство не могло выбрать лучшего кандидата для того, чтобы показать в действии свою новую доктрину правительственного надзора над Церковью.

Но процесс над Муном — не только его личное дело. Вынесенный приговор может стать поводом к серьезным размышлениям для тех, кто защищает свободу религии от произвола правительства. Не забывайте об обратной стороне дела: если Мун сядет в тюрьму — уже не в коммунистической Северной Корее, а в Соединенных Штатах Америки, великом оплоте религиозной свободы, он заберет с собой нечто жизненно важное для всех американских религий»[38].

Выйдя из темницы, Мун продолжил свою деятельность. Одним из его первых актов после освобождения было учреждение 15 ноября 1985 года «Ассамблеи религий мира» (AWR) с целью «укрепления духа сотрудничества и взаимопонимания между представителями разных религий» [39]. Втом же 1985 году Мун создал организацию «Христиане миpa за единство исоциальные действия» (ICUSA). Деятельность этой организации началась вСША, когда ей подарили 250 18-тонных грузовиков. Используя эти транспортные средства, организация наладила сотрудничество с христианскими священнослужителями и общинными организациями на всей территории США. Ныне она имеет отделения более чем в ста крупных городах США и ежегодно распределяет более 2700 тонн продовольственных продуктов [40].

ЦО явилась также организатором ряда симпозиумов для ученых, философов ибогословов. Сторонники Муна расценивали это как филантропический, экуменический жест, а противники указывали, что ЦО сначала скрывает свою роль в мероприятии, чтобы собрать как можно больше участников, апосле его завершения публично заявляет о ней. Христиане, бывшие на религиозных конференциях или семинарах мунистов, полагают, что мунисты, скорее, преследуют цель изучить христианскую терминологию, чтобы использовать ее в своем нетрадиционном богословии, чем стараются начать открытый диалог. «Новая Эра» — основная организация мунистов, финансирующая подобные собрания. Цель ее была описана сотрудником «Washington Post» Мартой Барнетт, опубликовавшей высказывания главного консультанта «Новой Эры» религиозного писателя Ричарда Квебдо: «Квебдо сказал, что конференции, которые, как он определил, стоят Церкви Объединения „несколько миллионов долларов в год“, имеют своей целью создать экуменическую почву для богословских дискуссий и бороться стем, что он назвал „крайне отрицательным отношением“ и „мерзостью однообразия“ в отзывах прессы о Церкви (Объединения. — а. А.)»[41].

Любопытна роль самого Р. Квебдо, к удивлению своих коллег провозглашавшего себя христианином. Он призывал христиан к диалогу с мунистами, которых он считает приверженцами нехристианского культа. Хотя ЦО и заявляет освоей открытости, ни один из подобных «диалогов» еще не привел кизменениям нехристианского, по сути, богословия ЦО. Сам же Мун не стал открыто конкурировать с известнейшим американским баптистским проповедником Билли Грэмом, он просто объявил его своим «Предтечей»... Но, к сожалению, некоторые христиане протестантских Церквей своим участием в таких конференциях невольно укрепляют мунистов в решимости достичь поставленных целей, которые никак нельзя назвать библейскими. Вмарте 1986 года Мун учредил «Комитет Американской Конституции» (АСС), который «представляет собой бесприбыльную внепартийную просветительскую организацию, деятельность которой посвящена изучению и защите духа Конституции США»[42]. По словам ее учредителей, каждая конференция Комитета «предоставляет возможность вновь обратиться к основополагающим принципам и идеалам, вдохновлявшим Америку, и дать отпор их противникам, особенно из лагеря марксизма-ленинизма»[43].

Активность Муна не знает границ: в 1987 году он основал «Международную Ассоциацию деятелей искусств» (AAI), которая «имеет целью способствовать достижению высоких идеалов в искусстве. … Международная Конференция по Искусству предоставляет деятелям искусств и творческим организациям форум для обсуждения роли художника в установлении контактов и взаимопонимания между народами мира. Эстетическая и нравственная сила искусства преодолевает расовые, языковые, культурные и религиозные барьеры»[44].

Весной 1999 года 130 участников — членов различных организаций —собрались на конференцию в Вашингтоне, чтобы обсудить экологическую обстановку в странах Центральной Америки. Организатором и спонсором конференции выступили Бриджпортский университет (штат Коннектикут) и университет Сан Мун (Корея) [45].

Уже перебравшись на постоянное место жительства в Латинскую Америку, вУругвай, Мун и его «Семья» не оставляют без внимания свою вторую родину: вот одно из сообщений, подтверждающих это. Начиная с 19 марта 1999 года супруга Муна госпожа Хак Джа Хан Мун провела турне по 25 городам Америки с речью «Дорога жизни для человечества». После окончания тура в американских городах она собиралась посетить 32 страны мира. Одной из целей этого турне являлась встреча с участниками «церемонии Благословения» 1997, 1998 и 1999 годов[46].

Примечания

[1] См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М., 1990. С. 150.

[2] См.: Там же. С. 151.

[3] См.: Современные секты в России // Вестник Всецерковного Православного молодежного движения. СПб., 1994. С. 44.

[4] См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 151–152.

[5] Новый взгляд на мир во всем мире преподобного Сан Мюн Муна. Б/м, 1988. С. 49.

[6] Иловайская И. Что известно на Западе о секте Муна? // Рус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.

[7] Цит. по: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 160.

[8] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 60.

[9] См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 162.

[10] Там же. С. 167.

[11] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 8.

[12] Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 38.

[13] Цит. по: Порублев Н. Культы и мировые религии. М., 1994. С. 203.

[14] См.: Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 280.

[15] Цит. по: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1995. С. 27.

[16] Ritchie J. The Secret World of Cults. 1991. P. 38. Цит. по: Секты против Церкви: (Процесс Дворкина). М., 2000. С. 129–130.

[17] Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 172.

[18] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 38.

[19] См.: Там же. С. 44.

[20] Там же. С. 39.

[21] См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997. С. 201.

[22] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 37.

[23] См.: Привалов К. Черная стая // Комс. правда. 1989. 16 авг.

[24] Цит. по: Светицкий К. Мунификация России // Лит. газ. 1997. 28 мая. С. 7.

[25] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 16.

[26] Иловайская И. Что известно на Западе о секте Муна? // Рус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.

[27] Там же.

[28] См.: Светицкий К. Мунификация России // Лит. газ. 1997. 28 мая. С. 7.

[29] Корли Д. «Дело» преподобного Муна изучают в Гарварде // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.

[30] Правда. 1987. 28 окт.

[31] «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России: («Круглый стол») // Вопр. философии. 1996. № 12. С. 13.

[32] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 62.

[33] См.: Там же. С. 61.

[34] См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 265.

[35] См.: Там же. С. 266.

[36] Там же. С. 267–268.

[37] «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России... // Вопр. философии. 1996. № 12. С. 8–9.

[38] Цит. по: Мартин У. Царство культов. С. 279.

[39] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 62.

[40] Там же. С. 9.

[41] Перепечатано из «Washington Post» в «Los-Angeles Times» 29 августа 1981 года. Цит. по: Уолтер М. Царство культов. С. 280.

[42] Новый взгляд на мир во всем мире... С. 34.

[43] Там же.

[44] Там же. С. 50.

[45] См.: Направление: Вестник Белорусского движения Объединения. 1999. № 3 (9). Апр. С. 7.

[46] См. в Части третьей настоящего издания раздел «Брачный конвейер, или «Семья» против семьи».


<< Часть 3 | Содержание |Продолжение >>

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

HotLog online dating
service
HotLog
HotLog ¤®бв ўЄ  梥⮢
Rambler's
Top100
<<<<<На главную  
Hosted by uCoz