Архимандрит Августин Сан Мен Мун и «Церковь
Объединения»
«Церковь Объединения» в Латинской Америке
Латинская Америка традиционно считается католическим континентом,
но в целом ряде ее стран Римско-Католическая церковь лишена поддержки
государства. Этим пользуются новые религиозные движения, которые
обладают солидной финансовой базой и имеют лобби в Конгрессе США.
Так, ЦО укрепляет свои позиции, действуя через мунистскую «Ассоциацию
за единство Латинской Америки» (AULA). Вот ее «визитная карточка»:
«Ассоциация… способствует более тесной кооперации и интеграции латиноамериканских
стран. AULA организует многочисленные конференции и встречи, на
которых видные международные лидеры обсуждают актуальные вопросы
политики, экономики, культуры, общественной жизни и просвещения.
Среди членов Ассоциации много бывших президентов латиноамериканских
стран, которые хорошо понимают полезность совместных усилий, направленных
на освоение богатых природных и людских ресурсов этого региона.
Кроме глав государств, участниками программ AULA являются послы,
премьер-министры, члены правительств, парламентарии и ученые»[1].
В1980 году Сан Мен Мун создал международную антикоммунистическую
организацию «Конфедерация ассоциаций за единство обществ обеих Америк»
(CAUSA International), президентом которой стал его давний сподвижник
Пак Бо Хи. А в следующем, 1981 году Пак провел серию семинаров,
на которых были созданы региональные филиалы CAUSA и намечен общий
план их действий. На первом семинаре уругвайской CAUSA присутствовали
верховный главнокомандующий этой страны, министр промышленности
иэнергетики, министр внутренних дел.
Первые мунистские общины возникли в Уругвае еще в годы правления
военной хунты (1975–1985). В те годы Мун приобрел в Уругвае роскошный
отель и банк, а также основал газету «Ultimas Noticias». Для ее
выпуска было создано издательство «Impresora Polo» на базе купленной
Муном типографии. В 1985 году это издательство выпускало 70% выходивших
вУругвае газет и журналов, 15% книг.
По сообщениям церковной прессы, в мае 1996 года Мун обосновался
на постоянное жительство в столице Уругвая[2].
Поселившись в Монтевидео, Мун заявил о своем намерении превратить
Уругвай в свою основную миссионерскую базу.
В начале ноября 1996 года в Уругвае прошел женский форум, собравший
600 представительниц Южной Америки, приглашенных для «личной встречи»
с основателем ЦО. Вскоре после окончания этой встречи около 50 латиноамериканок
опубликовали в уругвайской прессе коллективное письмо, в котором
они свидетельствовали, что подвергались постоянному давлению и даже
обыскам со стороны организаторов мероприятия, были лишены возможности
общаться с другими участницами форума и свободно высказывать свое
мнение.
Авторы письма — католички по вероисповеданию — сообщили, что в
приглашениях, которые они получили, было указано, что это мероприятие
проводится некоей муновской «Федерацией мира во всем мире» и что
принять участие в нем можно вне зависимости от политических, религиозных
или идеологических убеждений. На самом же деле, как писали введенные
взаблуждение женщины, организаторы встречи ставили перед собой
совсем иную цель — завербовать новых «учениц» в свою организацию[3].
Это вызвало озабоченность и в кругах католического духовенства.
В ноябре того же 1996 года Уругвайская конференция епископов обратилась
ккатоликам этой латиноамериканской страны с решительным призывом
не иметь ничего общего с так называемой ЦО «преподобного» Муна,
впоследнее время избравшего для постоянного места жительства Южную
Америку. «Учение г-на Муна абсолютно несовместимо с христианской
верой, — говорилось в обращении епископов. — „Церковь Объединения“
не может считаться христианской Церковью и участвовать в этом качестве
вэкуменическом движении».
Уругвайские епископы выступили со своим заявлением после того,
как стало известно, что в ближайшее время в их страну намерены приехать
4200 «миссионерок», в основном японок, для прохождения десятидневного
«инструктажа у самого „преподобного“». По завершении этих курсов,
для проведения которых Мун арендовал стадион в Монтевидео, «миссионерок»
предполагалось направить в США и Канаду, а также страны Латинской
Америки и Карибского бассейна. Уругвайские епископы подчеркнули,
что созданные Муном организации — наподобие «Федерации мира во всем
мире» — пагубно влияют на общечеловеческие ценности, поскольку во
главу угла их деятельности поставлены «личные идеи г-на Муна». Кроме
того, говорится в заявлении, основатель ЦО стремится к достижению
своих целей, используя сосредоточенные в его руках экономические
рычаги[4]. Как сообщал в 1996 году журнал «Actualite
religieuse», очередной целью Муна, основавшего филиалы своей «церкви»
во многих странах мира, стала Аргентина. Незадолго до этого Мун
побывал в этой латиноамериканской стране, представив аргентинцам
свой проект создания «идеальных общин», в которых «поселятся, добывая
себе пропитание охотой и рыбной ловлей, граждане 160 самых бедных
стран мира».
В области рыбной ловли у Муна уже имелись определенные достижения.
Одна из его организаций носит название «Океаническая Церковь». Она,
по словам ее основателя, «предоставляет участникам своих программ
возможность изучать морскую жизнь и жить в открытом море с целью
развития мореходства, рыболовства и искусства мореплавания. Эти
программы имеют целью обучение современной молодежи. Принимая участие
восуществлении таких программ, молодые люди начинают понимать,
какую пользу человечеству может принести их осмысленный труд.
… Океаническая Церковь занимается проблемами установления равновесия
между нуждами человечества и критериями охраны окружающей среды,
стремясь накормить голодных людей во всем мире за счет использования
даров моря. В будущем урожаям «морских полей» принадлежит фундаментальная
роль в деле снабжения человечества продуктами питания… — говорится
врекламном проспекте. — В программе принимают участие молодые люди
из многих стран мира. Обучаясь морскому ремеслу, они проводят вместе
много часов, посвященных мирной медитации...»[5]
Особенно привлекательно в этой рекламе звучат слова «накормить голодных»,
ив рамках этой программы Мун внедряет свои религиозные идеи.
Для реализации своего замысла Мун планировал выделить около 500
млн долларов на приобретение огромных территорий в аргентинских
провинциях Коррьентес, Формоса и Энтре-Риос[6].
Однако приезд в мае 1996 года «преподобного» Муна в провинцию Коррьентес
вызвал беспокойство Католической церкви Аргентины. В распространенном
12 мая 1996 года заявлении епископ Доминго Сальвадор Кастанга выступил
спризывом ко всем верующим «не слушать проповеди, которые могут
ввести в заблуждение», и сторониться так называемых новых христианских
ценностей, распространяемых главой могущественной экономической
группировки. В заявлении епископа было подчеркнуто, что наибольшую
опасность эта секта представляет для молодежи. «Она является не
христианским движением, а организацией, которая проповедует элементы
из различных источников, отрицает божественное происхождение Христа,
заменяя его на самого Муна — нового пророка» [7].
(В заявлении говорилось, что Мун называет себя также «новым посланником»
и«господином второго пришествия».)
Пребывание мунистов в соседней Бразилии было проблематичным еще
вначале 80-х годов. В 1981 году толпы возмущенных людей разгромили
представительства ЦО в бразильских городах Виктория, Бразилиа, Ресифи.
Когда Мун собрался самолично на месте разобраться, в чем причина
погромов, бразильское правительство отказало ему во въездной визе[8].
С середины 1990-х годов Мун строит силами своих рабов на территории
Бразилии, на границе с Парагваем и Боливией, колонию под названием
«Новая надежда». Колония, расположенная на более чем 43 тысячах
гектаров, состоит из 33 общин, разбросанных в радиусе около 200
км, каждая из которых должна разводить один вид деревьев, один сорт
рыбы, один вид птиц или животных, а также различные фрукты и овощи.
Это «новая природная среда» должна, по всей видимости, олицетворять
некий мунистский «Эдемский сад». Мун вложил в этот проект более
40 млн долларов, но пока терпит одни убытки. Эксперты утверждают,
что и эта очередная утопия Муна неизбежно окончится провалом.
В Латинской Америке Мун ощущает себя как азартный игрок, у которого
удача чередуется с проигрышем. В 1997 году ЦО постигла серьезная
неудача: власти Венесуэлы лишили ее статуса религиозной организации.
Ав конце 1990-х годов решением правительства Парагвая за грубые
финансовые нарушения был закрыт мунистский банк в этой стране[9].
Тем не менее мунисты усиливают свое влияние в ряде латиноамериканских
стран. К укреплению своих позиций Мун подключает различные фонды.
Так, в Гондурасе муновский «Международный Фонд дружбы и взаимопомощи»
осуществляет проект по строительству ста жилых домов и медицинского
центра. Возможно, работа будет поддержана другими благотворительными
организациями[10].
В 1981 году Пак Бо Хи заручился поддержкой тогдашнего парагвайского
диктатора Стресснера, после беседы с которым заявил: «Сам Бог избрал
его, чтобы управлять этой страной».
В Боливии мунистская CAUSA также получила активную поддержку правящих
кругов. Мун в частных беседах «предсказывал» военный путч 17 июля
1980 года за месяц до того, как тот произошел, осуществленный боливийским
генералом Гарсиа. Позже стало известно, что ЦО вложила в подготовку
государственного переворота 4 млн долларов. А сразу же после переворота
члены секты из Уругвая доставили генералу Гарсиа американским военным
самолетом еще 50 тысяч долларов. Член международного руководства
CAUSA Томас Уорд лично участвовал в осуществлении переворота.
«Довольно показательно, — отмечает Н. В. Кривельская, — что, когда
боливийская военная хунта Гарсиа Месы перестала внушать доверие
Вашингтону, так как вместо своей главной задачи — установления жестокого
репрессивного режима — боливийские генералы принялись превращать
море кокаина в море долларов, он принял решение об отказе в поддержке
боливийской хунты. Тогда, в начале 1981 года, последовали непосредственные
санкции, и тут же, как по мановению волшебной палочки, из Боливии
улетучились все мунисты. Исчезли так же организованно и скрытно,
как когда-то появились»[11].
...Свое турне по Латинской Америке в 1981 году Пак Бо Хи продолжил
вЧили. «Мы хотим противопоставить коммунизму идеологию „Церкви
Объединения“, которая может победить его в философском плане и устранить
проблемы, которые способствовали рождению и развитию коммунизма»,
— заявил он на семинаре в Сантьяго. Здесь Пак Бо Хи обсудил с Пиночетом
планы создания чилийского отделения CAUSA.
В 1985 году в Париже была проведена конференция Международного
Совета Безопасности — одной из организаций Муна. Целью этого совещания
было «разработать стратегию борьбы против экспансии коммунизма».
Внем приняли участие более ста занимавших высокие посты генералов
иофицеров из Южной Кореи, Японии, Гондураса, Чили и ряда других
стран.
Но попытки мунистов внедриться в страны Центральной Америки встретили
противодействие местных властей. В 1997 году были проведены расследования
в отношении деятельности миссионеров ЦО в таких странах, как Сальвадор,
Гондурас, Гватемала, Никарагуа и Панама[12].
Католическое духовенство Латинской Америки обратило особое внимание
на опасность «мунизации» Чили. «Невозможно одновременно состоять
всекте Муна и оставаться чадом Католической церкви», — говорилось
вобращении представителя Совета латиноамериканских епископов к
чилийским католикам в марте 1997 года[13].
Глава отдела по вопросам экуменизма и межрелигиозному диалогу Совета
колумбийский священник Франсиско Сампедро обратился к чилийским
католикам после того, как представитель ЦО в Чили Серхио Гонсалес
выступил со следующим заявлением. Он объявил, что Мун планирует
начать кампанию инвестиций в экономику этой страны после того, как
вмарте 1997 года там будет открыта новая штаб-квартира его секты.
Отец Франсиско рассказал, что вместе с рядом других представителей
Римско-Католической церкви он побывал на собрании, организованном
Муном в столице Уругвая Монтевидео. «Внимательно выслушав речи Муна
иего последователей, мы пришли к выводу, что чада Католической
церкви не могут оставаться таковыми, вступая в эту секту. Мы поняли
также, что никакой экуменический диалог с мунистами невозможен»,
—заявил отец Франсиско.
Латиноамериканский священник подчеркнул, что при всем уважении
киным религиям и верованиям католики должны четко представлять
себе, какие из них совместимы, а какие несовместимы с католическим
вероучением. Отец Франсиско Сампедро, эксперт по сектам и новым
религиозным движениям, предупредил чилийских католиков, что пропагандисты
учения Муна сознательно вводят их в заблуждение, когда говорят,
что можно стать членом ЦО, оставаясь христианином, — учение секты
Муна в ряде своих важнейших доктрин в корне расходится с учением
Римско-Католической церкви. «Католики никогда не смогут смириться
стем фактом, что Мун четырежды женат, с тем, что он провозгласил
свою нынешнюю супругу новой Евой, а себя — новым Мессией, пришедшим
завершить дело, которое не смог закончить Христос», — сказал видный
католический деятель [14].
К своей латиноамериканской программе Мун подключил и Россию. Вот
что сообщалось в российской церковной печати в 1997 году: «В южноамериканские
страны уже сейчас отправляются мунисты из различных регионов России.
Зачастую российские рядовые мунисты, в том числе петербургская молодежь,
предварительно отправляются в другие государства (Великобритания,
США и др.) — на переподготовку с целью последующей отправки в развивающиеся
страны. Комитет спасения от тоталитарных сект получил сведения,
что как минимум десять человек — петербургских юношей и девушек
—отправлены в США. Команды для отправки в Южную Америку готовятся
многонациональные. Как правило, в каждой из них всего один русский
мунист. Таким образом российские мунисты окончательно отрываются
от родной культуры, лишаясь всякой возможности общения с соотечественниками»
[15].
Так Мун одним выстрелом убивает двух зайцев — «облагораживая» далекую
Латинскую Америку руками «спецпереселенцев», он ставит эксперимент
по выведению нового человека, и исключительно интересно спустя несколько
лет проанализировать его результаты.
Примечания
[1] Новый взгляд на мир во всем мире… С.
33.
[2] См.: Благовест-инфо (Лима). 1997. 6
марта.
[3] См.: Там же.
[4] См.: Благовест-инфо (Монтевидео).
1996. 20 нояб.
[5] Новый взгляд на мир во всем мире...
С. 10.
[6] См.: Благовест-инфо (Москва). 1996.
18 нояб.
[7] Цит. по: Кривельская Н. В.
Религиозная среда обитания. С. 83.
[8] См.: Там же.
[9] См.: Там же. С. 237.
[10] См.: Направление: Вестник
Белорусского движения Объединения. 1999. № 3 (9). Апр. С. 7.
[11] Кривельская Н. В. Религиозная
среда обитания. С. 102.
[12] См.: Там же. С. 81–83.
[13] См.: Благовест-инфо (Лима). 1997.
6 марта.
[14] Там же.
[15] Иваницкий А. Анализ масштабов
распространения и деятельности новых религиозных организаций в Санкт-Петербурге // Миссион.
обозр. 1997. Нояб. С. 18.
<< Предыдущее | Содержание
| Следующее >>
|